Узбекистан

08.08.2022 | 17:00

Узбекистан обогнал Россию по выпуску легковых автомобилей

За первые шесть месяцев 2022 года компания UzAuto Motors выпустила 160 000 автомобилей, установив рекорд производительности.

слушать новость
Узбекистан обогнал Россию по выпуску легковых автомобилей

«С большой долей уверенности можно отметить, что пальма первенства по объемам производства автомобилей внутри СНГ по итогам первого полугодия 2022-го принадлежит именно узбекской компании», — считают эксперты российского аналитического агентства ПРОМРЕЙТИНГ.

Согласно новому исследованию этого российского агентства за первые 6 месяцев нынешнего года Узбекистан произвел больше легковых автомобилей, чем Российская Федерация, и занял лидирующее положение среди автопроизводителей СНГ по объёмам производства.

В пяти из девяти стран-членов Содружества независимых государства (СНГ) есть собственная автомобильная промышленность, констатирует агентство, решившее составить рейтинг крупнейших по объемам производства автомобилей компаний стран Содружества. В расчет взяты данные за 2021 год и информацию по первому полугодию 2022-го. Поскольку за последние месяцы обстановка в мировой политике и экономике резко изменились, статистика нынешнего года содержит в себе некоторые неожиданности, предупреждают авторы исследования.

Для начала необходимо напомнить, какие страны входят в СНГ — это Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан. Суммарная численность населения девяти государств — почти 250 млн человек, то есть, это огромный рынок, хотя и не объединенный в рамках СНГ общим экономическим пространством. Только первые пять из перечисленных стран работают совместно на условиях единого таможенного и экономического пространства, поскольку являются членами и другой организации региональной интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС), хотя некоторые формы упрощенного внешнеторгового взаимодействия по отдельным категориям товаров и на особых условиях предусмотрены и внутри СНГ.

Развитая автомобильная промышленность исторически со времен СССР сложилась в России и Беларуси. За последние 25 лет с нуля крупные автопроизводства были взращены в Узбекистане и Казахстане. Также в Беларуси сформировалось производство легковушек. Небольшие автосборочные предприятия за последние годы возникли в Азербайджане.

«Стоит оговориться, что в последние годы крупнейший автопроизводитель Казахстана попал в ситуацию, в которой бизнес по производству сразу нескольких брендов пришлось закрыть. Сейчас статус лидера перешел от АЗИЯ АВТО к СарыаркаАвтоПром. Ситуация не сказать, чтобы типичная. Все же мы отвыкли от столь крупных скандалов и дележа бизнеса. Не девяностые как никак... Также отметим и подвешенное состояние ижевской площадки АВТОВАЗа. На момент проведения исследования в медийном пространстве появилась информация о возможном переносе производства Lada Vesta из Ижевска в Тольятти», 

— отмечается в исследовании.

Вот как соотносятся объемы производства легковых + легких коммерческих автомобилей в этих пяти странах по итогам 2021 года:

  • 1. Россия — 1,4 миллиона авто;
  • 2. Узбекистан — 236 тысяч;
  • 3. Казахстан — 93 тысячи (с учетом грузовиков и автобусов);
  • 4. Беларусь — около 35 тысяч;
  • 5. Азербайджан — 2 тысячи.

По результатам 2021 года ТОП-10 крупнейших производителей легковых и легких коммерческих машин в СНГ выглядел так:

  • 1. АВТОВАЗ (Тольятти и Ижевск, Россия) — 430 тысяч авто;
  • 2. UzAuto Motors (Асака и Хорезм, Узбекистан) — 236 тысяч;
  • 3. Hyundai Motor Manufacturing Rus (Сестрорецк, Россия) — 234 тысячи;
  • 4. Автотор (Калининград, Россия) — 177 тысяч;
  • 5. Volkswagen Group Rus (Калуга, Россия) — 118 тысяч;
  • 6. ГАЗ (Нижний Новгород, Россия) — 117-127 тысяч авто: 65-75 тысяч легких коммерческих авто собственного бренда (точных данных нет) + 52 тысяч легковых VW и Skoda;
  • 7. Renault Россия (Москва, Россия) — 88 тысяч;
  • 8. Toyota Motor Manufacturing Rus (Шушары, Россия) — 81 тысяча;
  • 9. СарыаркаАвтопром (Костанай, Казахстан) — 60 тысяч (с учетом грузовиков и автобусов);
  • 10. Nissan Motor Manufacturing Rus (Санкт-Петербург, Россия) — 45 тысяч.

«В первой половине 2022 года политическая и экономическая ситуация в Евразии по известным причинам радикально изменилась. Из-за событий на Украине Запад с конца февраля «душит» Россию жесткими санкциями. Большая часть европейских и японских компаний приостановили работу в РФ на неопределенное время. Из-за недопоставки компонентов из-за рубежа сбился нормальный ритм производства автомобилей на автозаводах, принадлежащих национальным российским компаниям», 

— констатирует ПРОМРЕЙТИНГ.

Флагман российского автопрома — АВТОВАЗ — не раскрывал данные о производстве автомобилей в январе-июне 2022-го, но по прикидкам независимых экспертов в указанном периоде компания в сумме на двух своих автозаводах собрала не более 80 тысяч машин, поскольку мощности АВТОВАЗа из-за срыва поставок компонентов большую часть времени с февраля и до начала июня простаивали.

Российский завод Hyundai простаивает по политическим причинам с начала марта, однако по итогам первых двух месяцев он мог выпустить около 40 тысяч машин.

По результатам выпуска машин на других автозаводах на территории РФ с начала 2022 года сведений слишком мало.

С определенной уверенностью можно сказать, что в течение 2022 года автозаводы Узбекистана и Казахстана будут активно наращивать выпуск машин на своих конвейерах, поскольку они не обременены международными ограничениями, от которых в настоящее время страдают предприятия в России и Беларуси.

Кроме того, вызывает неподдельное уважение грамотная инвестиционная политика UzAuto Motors — компания вложила в производство автомобилей на новейшей платформе GM GEM на своих мощностях 620 миллионов долларов. С июля 2022 года (тут нужно учесть, что это в самый разгар кризиса) на мощностях узбекской компании в городе Асака стартовал массовый выпуск товарных образцов новейшего кроссовера Chevrolet Tracker, в начале 2023 года компанию ему составит седан Chevrolet Onix.

Исходя из приведенных данных можно с уверенностью говорить, что география автомобильного производства в СНГ в ближайшие годы сильно изменится.

На правах рекламы

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости