Узбекистан

19.01.2021 | 16:52

Рок-музыкант из Узбекистана рассказал о фестивалях в 90-х в Ташкенте и подпольной музыке в церкви

Repost побеседовал с солистом и гитаристом популярной в 90-х группы Маль.

Рок-музыкант из Узбекистана рассказал о фестивалях в 90-х в Ташкенте и подпольной музыке в церкви

Рок-музыка в Узбекистане начала зарождаться примерно с 70-х годов прошлого века, и до сегодняшнего дня в нашей стране она является андеграундным движением. Это движение переживало у нас, как подъемы, так и падения.

Сегодня Repost.uz начинает публиковать серию статей, посвященную рок-музыке в стране и рассказывать, что происходило в 80-х и 90-х годах прошлого столетия в Узбекистане - какие проходили в то время фестивали, и с чем приходилось сталкиваться музыкантам.

realrocks.ru

realrocks.ru

Рок из Газалкента

Группа «Маль» была основана в 1993 году тремя фанатами рок-музыки в городке Газалкент. В то время музыкальную аппаратуру нельзя было достать в аренду,  покупка инструментов  была непосильна, а период развала Союза создавал еще больше сложностей для музыкантов.

Мы устроились играть в одну евангелистскую церковь. В 90-е они росли как грибы, но финансирование у них было неплохое, а еще у них была музыкальная аппаратура, поэтому мы и пошли играть к ним во время служения. Поздними вечерами мы оставались одни и репетировали свои песни. Через какое-то время, администрация церкви узнала, что мы играем рок-музыку, и прогнала нас. Наша группа решила не останавливаться и двигаться дальше, - 

рассказывает музыкант.

Подъем рок музыки в Узбекистане начался с 1995-года и продолжался до 2000-годов, утверждает Сергей Федотов – гитарист и вокалист группы «Маль», сегодня  он живет и работает в Австралии.

realrocks.ru

realrocks.ru

В конце 90-х его группа подала заявку на участие в ташкентском фестивале «Дети цветов» и занимается 4-е место из 49-ти.

Этот фестиваль в свое время собирал огромное количество заявок буквально со всей страны, а чтобы попасть на концерт, нужно было приобрести специальные билеты в кассе. По сей день множество наших музыкантов вспоминают «Дети цветов» с противоречивыми эмоциями.  

Я помню, что подавало участие на фестиваль около 120 групп со всей страны: с Ферганы, Самарканда - отовсюду. Был сильный всплеск интереса к рок-музыке, и мы все были растеряны от количества заявок. Раньше такого никогда не наблюдалось, - 

вспоминает Сергей.

До 1994 года главным мейнстримом была тяжелая музыка – метал и хард-рок. Русский рок практически не играли на фестивалях в Узбекистане, но ситуация резко поменялась с 1995 года, когда появилась масса групп пост-панка и альтернативы с композициями на русском языке.

Я помню группы The Мучить буду, Паучок ананси, Печаль кабана, Внутренний мир. Скорее всего,  такой интерес к русскоязычному року возник из-за яркого появления новых рок-групп в России: Сплин, Земфира, Би-2. Этот поток песен на русском языке сказался и на творчестве рок-групп в нашей стране, - 

рассказывает музыкант.

realrocks.ru

realrocks.ru

В то время в нашей стране были очень яркие исполнители, но главная их проблема была в реализации своей музыки. К звукозаписывающим студиям было не подступиться. Как-то Маль пыталась создать звукозапись очередного альбома в домашних условиях, но без слез это слышать было невозможно. Подавляющее большинство групп доносило свою музыку через концерты. Сейчас есть различные варианты для записи и распространения своих треков, чего, к сожалению, раньше у музыкантов, не было.

Трения с властями периодически возникали до 1995-года. Как-то мы выступали на Ташсельмаше в 1993-году. Вместимость была около 800 человек, а зал был полностью забит. Отыграть успели только две группы, потом пришла милиция, выключила свет и разогнала всех зрителей, - 

припоминает Федотов.

Подобная ситуация возникла и на знаменитом Ферганском фестивале, который должен был проходить два дня подряд, но был прерван еще на первом выступлении. Множество групп так и не успели отыграть свои сеты.

realrocks.ru

realrocks.ru

На сцену выходили ферганские группы, они же миксовались с андижанскими и ташкентскими.

Было все вроде нормально, но вездесущему ОМОНу опять что-то не понравилось, и он начал дубасить по рукам фэнов, заплативших  последние 150 сумов   за билет на концерт. Естественно, народ запротестовал, начал орать и ломиться на ОМОН.  Но все прошло благополучно, правда, фестиваль в срочном порядке решили провести в один день. Начался бардак. Дали отыграть по две композиции.

 - сказано на сайте Uzrock.net.

Сергей Федотов вспоминает, как куча групп не смогла отыграть свои сеты в Чирчике и ситуация с Ферганским фестивалем повторилась, но после 95 года все стало меняться, и что же повлияло на власть так и неизвестно.

Этот период в Узбекистане был созвучен периоду, который прошла Россия в 80-х. Все стали понимать, что смысла рок-музыку запрещать нет, и опасности мы никакой не несем. Потому и с фестивалем «Дети цветов» проблем не было, -

рассказывает Сергей.

realrocks.ru

realrocks.ru

В 2008-году Сергей Федотов, уже успевший покинуть к тому времени страну, приехал в Ташкент из Австралии в качестве гостя, смог за короткий срок найти музыкантов и провести концерт на клубном уровне.

Многие музыканты на тот период стали уезжать из Узбекистана. Кто-то заграницу, кто-то в Россию. И как музыкантов, так и слушателей становилось все меньше и меньше. Это, отрицательно повлияло на развитие рок-музыки в стране, и продолжает сказываться и на современном этапе рок-музыки в Узбекистане, - 

делится мыслями музыкант.

realrocks.ru

realrocks.ru

Сейчас у нас, по мнению Сергея, ситуация с рок-музыкой заметно отличается от того, что было в 90-е. Понять, хуже она или лучше, нельзя. У Сергея остались друзья в Ташкенте, которые раньше играли в бэндах. Он периодически следит за узбекистанскими группами: Крылья оригами, Fомальгаут, Электрооко, ПК.

Не знаю как в Узбекистане, но в Ташкенте рок-музыка есть. Чтобы поднять ее на новый уровень, нужно чтобы СМИ были в этом задействованы, в том числе и радио, - 

рассказывает Сергей.

Сергей вспоминает фестиваль 90-х «Дети цветов», как власти и СМИ шли навстречу администрации фестиваля. Поэтому музыка шла в массы, и появлялось множество крутых групп.

realrocks.ru

realrocks.ru

В первую очередь, по словам Сергея, стране нужен тот, кто будет заниматься организацией подобных проектов на высоком уровне.

Я знаю, что в Ташкенте проходит фестиваль Iosis fest, но мне кажется, что он не такой масштабный, как было раньше. Возможно, причина в том, что мало слушателей, и все просто довольствуются тем, что есть. Если бы появился тот, кто готов эту сферу раскручивать и мог бы повести за собой на профессиональном уровне, ситуация бы изменилась, -

говорит музыкант.

Сейчас Сергей живет в Мельбурне, и три года назад он и несколько его знакомых   решили выступать в клубах на различных концертах в Австралии. Месяц назад он ушел из этого проекта, потому что данная деятельность занимала у него очень много времени, а помимо творчества, нужно было работать и заниматься иными делами. Группа дошла до определенного уровня. На их концерты приходили зрители, но в основном, русскоязычные.

Мы поняли, что дальше двигаться некуда. Если продолжать дальше, то уже более профессионально. Мы пробовали выступать на англоязычную публику, но в основном, наша аудитория  состояла из русскоязычных людей. Со временем мы стали замечать, что на наши концерты ходят одни и те же, а новых слушателей нет. Поэтому, заработка как такого и не было, - 

припоминает музыкант.

В наше время есть много ресурсов  (Spotify, Google Play, Яндекс Музыка, Youtube), благодаря которым, музыка стала доступна для каждого, но за счет этого, слушателя перекормили. И теперь, чтобы кого-то удивить, нужно сделать то, чего раньше никто не делал.

У меня есть ощущение, что сейчас люди, которые могут что-то сделать, просто спят. И это одна из причин, почему многие считают, что рок-музыке конец. Конечно, новая волна появится, может быть, завтра или через час, а возможно, через десять лет. Но то, что, что-то новое будет – однозначно, -

говорит Федотов.

Стоит вспомнить недавнее выступление знаменитой немецкой группы Scorpions в Ташкенте – зал был полный, а зрители скандировали практически все композиции группы.

Значит, есть народ, который слушает именно эту музыку. Все дело в раскрутке и подаче. Есть в Ташкенте и в Узбекистане в целом место для рок-музыки, и однозначно, есть будущее, - 

подводит итог музыкант.

Автор статьи: Дарья Пензова

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться