Фото: Азамат Сарсенбаев / Reuters
Министерство транспорта Казахстана опубликовало предварительный отчет о крушении самолета Embraer авиакомпании Azerbaijan Airlines у аэропорта Актау.
В документе изложены предварительные выводы экспертов, сделанные на основе анализа данных, в том числе с «черных ящиков», полученных после авиакатастрофы. Расследование, проведенное в рамках отчета, не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности.
Согласно отчету, после двух неудачных попыток произвести посадку на аэродром Грозный, экипаж принял решение на возврат в Баку. Диспетчеры предупреждали о введении плана «Ковер» в Грозном.
В 05:13:31 по записям, полученных с CVR, фиксируется звуковой удар, сработала звуковая сигнализация отключения автопилота, автомата тяги. В процессе возврата в 05:13:32 были потеряны основные системы управления самолета.
05:13:34 — давление в третьей гидросистеме упало до 0 PSI. Уровень жидкости в третьей гидросистеме упал до 0%. Положение рулей управления фиксируются в нулевом положении и остаются в данном положении до конца полета.
В 05:13:36 был зафиксирован отказ системы триммирования воздушного судна по тангажу. 05:13:39 — по данным FDR зафиксировано начало разгерметизации кабины.
05:13:47 — сработала сигнализация HYD 2 LOW PRESS. Давление в первой гидросистеме упало до 0 PSI. Уровень жидкости в первой гидросистеме упал до 0%
В 05:14:58 — по данным CVR командир по внутренней связи связался с кабинным экипажем для уточнения ситуации: «Алло, что случилось?» Бортпроводник доложил: «Взорвалось два сидения, я … ммм я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю».
В 05:42 экипаж принял решение следовать на запасной аэродром Актау для аварийной посадки.
В 06:02:47 экипаж самолета связывается с вышкой аэропорта Актау. Впервые передает международный сигнал бедствия.
Экипаж: Актау вышка, аа добрый день, рули управления отказали, а управляем секторами газа, запрашиваем аварийную посадку на полосу 11.
Диспетчер: Добрый день, опознаны, информацию приняли, управляете только рулями управления, код бедствия 7700, продолжайте снижение 1 800 футов, QNH 1025, и сообщите вам как будет удобнее зайти, визуально скорее всего, да?
Экипаж: Снижаемся на высоту 1 800 футов, будем заходить визуально, Азербайджанский 8-10-2-43, управляем секторами газа.
Диспетчер: Векторение обеспечить для захода?
Экипаж: Да, отвекторите пожалуйста Азербайджан, 8243.
В 06:22:24 экипаж приступил к выпуску шасси. Далее начался выпуск механизации, следом звуковая сигнализация. В 06:27:58 было зафиксировано столкновение самолета с землей с креном вправо 35 градусов.
Согласно отчету, повреждения самолета AZAL указывают на проникновения внешних объектов в борт. Часть из них привели к потере гидравлической жидкости, давления и неисправности стабилизатора.
Специалисты выявили множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Схожие повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. В некоторых местах повреждения имеют прямоугольную форму.
Из конструкции воздушного судна достали множество посторонних объектов, которые отправят на дополнительные экспертизы.
Самолет Embraer E190AR авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, разбился недалеко от аэропорта казахстанского Актау. Жертвами крушения стали 38 человек.
После произошедшего AZAL и другие авиакомпании приостановили рейсы в некоторые города России.