«Каждый может найти себя в том или ином направлении: от барокко до джаза, от романтизма до поп»

Repost поговорил с художественным руководителем оркестра «Юные дарования Узбекистана» Муборак Латфулаевой о возникновении коллектива, отборе участников и творческих планах.

Камерный оркестр «Юные дарования Узбекистана» был создан как самостоятельный творческий коллектив при Министерстве культуры Республики Узбекистан и состоит из одаренных детей, обучающихся в различных музыкальных учреждениях, и молодых музыкантов и исполнителей.

Этот творческий коллектив известен своими оригинальными программами и всегда выводит в качестве солистов музыкантов, делающих первые шаги на профессиональной сцене. 

Repost поговорил с художественным руководителем оркестра «Юные дарования Узбекистана» Муборак Латфулаевой о возникновении коллектива, отборе участников и творческих планах.

Муборак Латфулаева, художественный руководитель оркестра

Когда вы начали заниматься музыкой? Как и когда пришли в оркестр?

Музыкой я начала заниматься с шести лет. Так как я из династии музыкантов, у нас все имеют хороший голос и слух. Отец определил меня на скрипку в музыкальную школу им. Успенского, сказав, что это хороший инструмент. Выступать я начала с восьмого класса школы. Там был детский оркестр, и я с удовольствием посещала его, а немного позже меня пригласили в оркестр юные дарования и я согласилась.

В «Юные дарования Узбекистана» я пришла, когда училась на первом курсе Государственной Консерватории Узбекистана, и по сей день являюсь художественным руководителем оркестра.

Как был создан оркестр?

Оркестр создан в 1992 году музыкальным дирижером Андреем Конаржевским, руководившим коллективом «Юные дарования» около 10 лет, и его супругой Ларисой Конаржевской. В годы его руководства оркестр много гастролировал, так как были спонсоры и хорошая поддержка.

В 1996 году  наш оркестр побывал на  музыкальный фестивале по приглашению немецкой стороны в городе Бонн.

«Юные дарования Узбекистана» состоит из 16 человек, является дипломантом  международных фестивалей. Оркестр успел побывать в 16 городах Германии. В сентябре 1996 года прошли концерты в Польше, Москве и в других городах и странах.

Сардор Ибрагимов Акмаль-оглы, 22 года, виолончелист.

В музыке, любовь к которой привила мама скрипачка, с 17 лет. Выбрал виолончель, так как ее звук близок к звуку человеческого голоса, а так же имеет необычный вид и является «мужским инструментом».

Для чего существует оркестр?

«Юные дарования Узбекистана» существует для поддержки нашей талантливой и одаренной  молодежи. Мы даем им стимул в виде ежемесячной стипендии, обучаем тонкостям оркестровой игры во время выступлений с музыкантами нашего оркестра, предоставляем возможность играть соло. Многие оркестранты в дальнейшем уезжают поступать на учебу за границей. У нас уже около 500 выпускников.

Основными целями создания оркестра является содействие профессиональному становлению детей и юношества Узбекистана в культурно-нравственном и эстетическом развитии, сохранение и умножение культурного наследия, развитие классического искусства и творческих способностей, расширение культурного обмена между странами и народами. 

Как проводится набор участников в оркестр?

Каждый год в августе у нас проходит отбор учащихся и студентов. Группа постоянно обновляется, так как наши ребята поступают в зарубежные ВУЗы и в дальнейшем играют в Германии, США и других странах мира.

Кроме того мы часто проводим совместные концерты с учащимися музыкальных училищ: у нас были совместные рок-концерты со студентами Вестмистерского Университета, которые носили благотворительный  характер – средства, вырученые с продажи билетов, пошли на покупку необходимых препаратов для онкобольных  детей.

Овсянникова Анна, 23 года, скрипачка.

Познакомилась с музыкой в 5 лет, окончила музыкальную школу им. Успенского и Государственную Консерваторию Узбекистана в направлении «скрипка». 

Как вы подбираете репертуар?

Репертуар мы составляем на год. Начинаем сезон мы обычно с шоу программы, куда входят все самые популярные и узнаваемые произведения, и продолжаем классическими концертами.

Ребята из оркестра могут вносить свои предложения в разработку репертуара, а наиболее активные и талантливые имеют право солировать.

Из последних солирующих: скрипачка Камила Нурматова, которая сейчас учится в Сингапурской музыкальной консерватории и явлется лауреатом международных конкурсов, Акбаровы Мухаммадазим и Мухамадазиз, которые играют на гобое и на маримбе и сейчас учатся в Бельгии.

Какие выступления вам сильнее запомнились и почему?

Мне очень понравилось выступать в метрополитене. Это мой дебют в подобном формате и, естественно, запомнится  надолго. А в целом нам, музыкантам, все равно где играть, мы стараемся выступать всегда и везде хорошо. 

Насколько востребована классическая музыка в Узбекистане? Какие перспективы? Выступали ли Open air?

На концерты приходит самая разная публика самого разного возраста для того, чтобы послушать благородную музыку. Мы недавно выступали в метрополитене – интерес к подобным мероприятиям растет изо дня в день. В наших выступлениях мы часто вносим разнообразие: в один день играем Баха, в другой день можем сыграть рок.

На счет Open air (выступление под открытым небом – прим. ред.) – мы часто выступаем в парках.

Насколько важна интеллектуальная подготовка слушателя?

Слушать классическую музыку идут подготовленные люди. Иоганн Бах, Вольфганг Моцарт – не массовая музыка, она не всем понятна, не всем интересна. Другое дело современная музыка.

Мухарбекова Сирина, 17 лет, скрипачка.

С 5 класса обучалась в музыкальной школе им. Успенского. Заниматься музыкой ее вдохновляет отдача публики и огромное желание творить.

Что вы хотите донести  до слушателя  своим  творчеством?

Музыка – душа человека. Каждый может найти себя в том или ином направлении: от барокко до джаза, от романтизма до поп. Все эти направления есть в нашем репертуаре: мы играем произведения и 16-го, и 21-го века.

Хорошая классическая музыка делает человека лучше, чище – слушатель становится добрее, улучшает себе настроение. Я верю, что любящий музыку человек никогда не позволит себе сделать что-то плохое, что хорошо для нас, живущих в шумном и быстротечном современном мире.

Какие ваши дальнейшие творческие планы?

Творческие планы огромные: мы хотим, чтобы было много концертов на больших площадках, больше конкурсов и наград. Кроме того, хотелось бы ездить с выступлениями по странам ближнего зарубежья, так как там нет виз и нет необходимости собирать кучу документов.

После фестиваля в Алматы в марте 2019 года нас пригласили для выступления в Италию, но, к сожалению, мы не нашли спонсоров, чтобы поехать. В мае 2020 года планируем выступать в Санкт-Петербурге на конкурсе «Виват, Петербург». 

Интервью: Романенко Наталья


Получайте статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости