Узбекистан

15.04.2025 | 17:00

Что такое SML и почему бизнесу в Узбекистане без него не обойтись

PR-директор репутационного агентства Index Джасур Пулатов объясняет, почему Social Media Listening — это уже не тренд, а необходимость для бизнеса.

SML: Почему бизнес в Узбекистане обязан слушать, что о нём говорят

Сегодня, когда каждый может стать полноценным инфлюенсером и медиа, важно следить не только за тем, что вы транслируете, но и за тем, что о вас говорят. Social Media Listening (SML) уже давно перестал быть дополнительным инструментом — это фундамент современного управления репутацией, маркетинга и клиентского опыта.

Агентство репутационного маркетинга Index рассказывает, как и зачем бизнесу стоит всерьёз заняться прослушиванием инфополя.

Что такое Social Media Listening и кто этим занимается?

Social Media Listening — это процесс мониторинга и глубокого анализа упоминаний о бренде, продуктах, конкурентах или индустрии в целом в социальных сетях, Telegram, форумах, отзовиках, СМИ и других онлайн-источниках. Главное отличие от обычного мониторинга — это фокус не на количестве, а на качестве, тональности и контексте упоминаний.

SML помогает выявлять инсайты, предсказывать поведение аудитории, анализировать конкурентную среду и принимать стратегически обоснованные решения. Растёт тренд и на продуктовую аналитику: бизнесу важно знать не только, что о нём думают, но и как действуют конкуренты, на какую ЦА они ориентируются и какие ходы используют.

Этим инструментом чаще всего пользуются PR-специалисты, аналитики, маркетологи и — всё чаще — службы безопасности, особенно в банках.

Как это работает?

1. Настройка системы мониторинга. Используются профессиональные платформы: Brand Analytics, YouScan, Медиалогия. В Index чаще используется BA — это самый адаптированный инструмент под рынок Узбекистана, особенно благодаря сильному сбору данных из Telegram и платформ Meta.

2. Сбор данных. Автоматизированные системы по «ключевикам» собирают упоминания из Facebook, Twitter/X, Instagram, TikTok, Telegram, YouTube, новостных сайтов, форумов, блогов и других источников.

3. Анализ:

• определение тональности (positive, neutral, negative);

• выделение инсайтов и поведенческих паттернов;

• тренд-анализ и построение тематических кластеров.

4. Интерпретация и действия:

• формирование PR- и ORM-стратегий;

• кризисное реагирование;

• внедрение продуктовых улучшений;

• корректировка маркетинговых активностей.

Почему SML необходим бизнесу

1. Репутационный контроль. Это база для построения долгосрочной стратегии. Вы знаете, как воспринимается ваш бренд здесь и сейчас.

2. Быстрая реакция на негатив. Вы можете вовремя отреагировать, не дожидаясь, пока пост на Telegram-канале с 300 тысячами подписчиков наберёт вирусность.

3. Изучение потребителей. Инструмент помогает понять боли, желания и предпочтения вашей аудитории — не по отчёту, а в живом разговоре.

4. Оценка эффективности кампаний. Вы получаете обратную связь на рекламные и PR-инициативы, а также измеряете вовлечённость.

5. Анализ конкурентов. Какие ошибки совершают конкуренты? Что вызывает у них позитив, что — негатив? Эти данные можно превратить в стратегическое преимущество.

Кому это особенно важно?

• FMCG и ритейл — высокая скорость реакции на отзывы влияет на продажи напрямую.

• IT и финтех — обратная связь по багам, интерфейсу, UX.

• Банки и маркетплейсы — контроль сервиса и уровень доверия клиентов.

• Госструктуры и НКО — отслеживание фейков, трендов, общественного мнения.

• Фармацевтический сектор — мониторинг отзывов о лекарствах, выявление побочных эффектов, контроль за распространением дезинформации, особенно при выходе нового продукта на рынок.

Особое внимание стоит уделить фарм-сектору. Здесь действуют строгие ограничения на рекламу и коммуникации, но потребительская обратная связь критически важна.

Согласно исследованию в Drug Safety, за два года в соцсетях было собрано свыше 22 млн упоминаний, связанных с лекарственными препаратами. Однако авторы подчёркивают, что использовать такие данные для принятия решений можно только после тщательной верификации, чтобы не допустить распространения фейков или неверных трактовок.

Когда SML особенно нужен?

• после запуска рекламной кампании;

• при выводе нового продукта на рынок;

• во время или после репутационного кризиса;

• при выходе на новые рынки;

• в ситуациях, когда растёт уровень негатива или дезинформации;

• HR и работодатели — имидж компании в глазах соискателей и сотрудников.

SML — это не просто просмотр комментариев, а системный подход к работе с восприятием бренда. Он помогает бренду видеть, слышать и действовать вовремя. Если бизнес не слушает свою аудиторию — за него это делает кто-то другой, – поделился Джасур Пулатов, руководитель PR-направления в агентстве репутационного маркетинга Index.

Index — первое в Узбекистане агентство репутационного маркетинга. Компания занимается услугами по ORM, SERM и широким спектром услуг по управлению репутацией в интернете. Является верифицированным партнером Brand Analytics в Узбекистане.

Если ваша компания нуждается в построении репутации и контроле за инфополем бренда, связаться со специалистами Index вы можете по следующим контактам:

Телефон: +998 (33) 404-66-00

Сайт: indexpr.uz

Instagram: @indexpr.agency

На правах рекламы

Популярные новости