Особенности ведения бизнеса в России. Отличия от Узбекистана

Эксперт Center for Economic Development Юрий Наумов об отличиях деловой среды Узбекистана и России.

Особенности ведения бизнеса в России. Отличия от Узбекистана

В каждой стране имеется собственное законодательство, деловой климат, формальные и неформальные правила ведения бизнеса. В данной статье описываются наиболее яркие отличия деловой среды России от Узбекистана. Статья основывается на личном опыте и впечатлениях автора, переехавшего в Россию из Узбекистана летом 2017 года.

  • Активное использование бартера в сделках. Бартер в России разрешен и является очень распространенной практикой в России. Особенно распространен бартер в недвижимости. При отсутствии денег, застройщики активно рассчитываются с подрядчиками еще не построенными квартирами.
  • Работа по постоплате. В отличии от Узбекистана, законодательство РФ не требует совершать 15% предоплату за товар или услугу. Поэтому очень распространена практика оплаты после поставки товара или оказания услуг. Особенно часто по постоплате любят работать крупные компании и торговые сети, которые ставят такие условия своим поставщиками;
  • Большая роль крупных сетей и сложности работы с ними. Розничная торговля в РФ осуществляется преимущественно через торговые сети. Существует около 10 крупных сетей и сотни тысяч поставщиков, которые желают поставить им свой товар. Данные сети, как и другие крупные компании, не публикуют контакты лиц, ответственных за закупки. Эти данные не публикуются в открытых источниках, также Вас не соединят с ответственным за закупки при звонке в компанию. Поэтому проникнуть в сети очень сложно, особенно мелким поставщикам. К тому же сети будут ставить свои условия по частоте и объемам поставок (поставлять мелкие партии, но часто, чтобы не было излишних складских запасов), оплате «входных», могут предложить минимальную цену, устраивать акции и т.д.
  • Более высокая роль интернета. В России реклама и бизнес в интернете гораздо более распространены, чем в Узбекистане. Рекламой в поисковиках, социальных сетях, емэйл-рассылкой занимается большинство компаний. Этим активно занимаются как интернет-компании (например интернет-магазины), так и оффлайн бизнесы. Активно развиваются интернет-магазины и смежные с этим отрасли. Распространенность интернета связано с большой географией (очень сложно достучаться до клиента не по интернету в масштабах такой страны) и большей распространённостью интернета. Также активно используются облачные решения (конструкторы сайтов, CRM системы, системы учета и т.д.);
  • Более «продвинутые» кадры. Работая в Узбекистане, я часто наблюдал, как многие дипломированные сотрудники очень плохо умеют работать в стандартных компьютерных программах, имеют слабые профессиональные навыки или получал резюме, в которых указывались родственники соискателя. Или, например, эффективно работающей CRM нет у большинства узбекских компаний и даже нет понимания что это такое и зачем нужна CRM. В России тоже встречаются разные кадры. Я, например, встречал людей с высшим образованием, которые не знают, где находится Астана или Ташкент, а слова Самарканд и Бухара они никогда не слышали. Но не встречал офисных сотрудников, которые не умеют работать на компьютере. CRM активно применяется даже в компании из трех человек и сотрудники сами просят поставить им эту систему, чтобы сохранялось вся история их взаимоотношений с клиентами. По крайней мере так было на моей практике.
  • Особенности регулирования (Обработка персональных данных и прочие). В России имеются ряд законов, которых нет в Узбекистане. Например, есть закон, который говорит, что при получении любых данных о физических лицах (например - номер телефона, ФИО, паспортные данные и т.д.) их необходимо регламентировано хранить и обрабатывать. Т.е. клиент или сотрудник компании при заключении договора должен подписать согласие об обработке персональных данных. Или, например, если ваш сайт собирает персональные данные пользователей (например, на нем стоит счетчик гугл аналитикс), то должно быть предупреждение о том, что это происходит и посетитель сайта должен дать согласие на это. Должно быть утверждение положение предприятия о том, как эти данные должны хранится, обрабатываться и т.д. Понятно, что такое положение почти никто не читает и оно почти никогда не соблюдается. Но закон есть и его несоблюдение может привести к большим штрафам. Также существуют куча других законов, которые на практике, в большинстве случаев, не работают и не соблюдаются, но если поймают, то это грозит большими штрафами. 
  • Особенности менталитета. В целом, менталитет россиян более прямолинейный по сравнению с узбекистанцами. Партнеры обычно говорят прямо работают они с вами или нет. Иногда это может казаться грубым. Следовательно, все коммерческие предложения надо делать четко и ясно – без лишних слов и пустой информаций. Также женщины играют более активную роль в бизнесе, немало женщин-карьеристок. 

Это лишь немногие отличия российской деловой среды от узбекской, сделанные наблюдателем, работавшем в двух этих странах. Есть и другие особенности.

Российский рынок для большинства узбекских предпринимателей является перспективным рынком сбыта свей продукции. И если узбекский бизнесмен захочет не просто поставлять свой товар на экспорт, а начнет строить систему продвижения своей продукции в России, то ему стоит знать и учитывать эти и многие другие особенности российского законодательства, правила игры и особенности ведения бизнеса.


Узнавайте о новых статьях первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться