Президент и его команда

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о необходимости использования принципов эффективного менеджмента при формировании президентской команды и о том, как не повторить ошибки прошлого.

Короля делает свита.

Никколо Макиавелли, итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.

Действительно, свита короля – это столп, на котором держится всё королевство. Руководитель не в состоянии успеть рассмотреть и решить одновременно все проблемы. Это справедливо, как в отношении отдельного предприятия, так и в отношении отрасли, области, государства. Основная задача любого руководителя – это планирование основной цели и координирование деятельности работников для ее осуществления.

«Талант выигрывает игры, а команда — чемпионаты» (Майкл Джордан)

Команда — это круг людей, имеющих общую цель и строящих свою деятельность на доверии и сотрудничестве. Другими словами, исповедующими принцип «Один за всех, все за одного».

В любом сообществе, в котором главенствует принцип тимбилдинга, интересы лидера и рядовых членов – общие. В команде устанавливаются живые и близкие отношения, исчезает формальный подход к делу, усилия каждого направлены на достижение наибольшего синергического эффекта. В сплоченном коллективе существует не только доверие, но и личная ответственность за добросовестное исполнение своей работы. Ведь если один член команды не справился со своим делом, то он нарушает совместную деятельность всех участников. Из-за высокой личной ответственности нет необходимости контролировать работу каждого: все четко выполняют свои задачи и при необходимости готовы оказать помощь и поддержку друг другу. В команде никто не перекладывает вину за неудачу на другого. В команде действует принцип: общая победа – общее поражение.

Напоминает командные виды спорта, не правда ли? И это действительно так. Сам термин «команда» был заимствован из спортивного лексикона и во многом связан с практикой эффективного менеджмента. Поэтому сейчас данный термин используется для обозначения групп людей с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью. Умение работать в команде в совокупности с умением проявлять инициативу и отстаивать свое мнение считается признаком высокого профессионализма.

Отсюда вытекает обязательное условие командной работы – это профессионализм и компетенция работающих в команде людей.

Именно они обеспечивают эффективное исполнение обязанностей, возложенных на члена команды. Какой бы не был хороший человек, но если он не профессионал, то ему не суждено стать членом команды: аутсайдер всегда будет помехой. В то же время, высококлассный специалист, не разделяющий главные цели коллектива, тоже будет тормозить его деятельность. По аналогии со спортом: мировые звезды хоккея или футбола, собранные в одну команду, имеют большие шансы проиграть сыгранному и мотивированному коллективу. Именно поэтому термин «хорошая команда» предполагает не только личностную сплоченность профессиональных членов команды, но и наличие у них командной психологии победителей, чтобы каждый член команды думал «мы», а не «я». 

Помните очень показательный диалог в фильме «Легенда №17»:

- ЦСКА, стоять!

- Не останавливаться!!!

- Харламов, ко мне! Что значит не останавливаться?

- Мы сейчас не ЦСКА.

- А кто?

- Мы сборная. Сборная Советского Союза!

Команда vs рабочая группа

Уверен, что большинство читателей считают, что команда и рабочая группа – это синонимы. На первый взгляд так оно и есть: и в команде и в рабочей группе всё подчинено достижению определенной цели, существует и взаимная поддержка.

Но степень поддержки в командах доходит до взаимной зависимости членов команды друг от друга, в командах участники имеют полномочия к самостоятельному управлению и организации своей работой, общие цели команды доминируют над частными интересами ее участников. 

Для наглядности можно привести работу министерств. На заседании Кабинета Министров зачастую рассматриваются вопросы деятельности в отраслях народного хозяйства, при этом определяются итоги, цели и задачи развития конкретной отрасли. Совещание заканчивается, и все министры расходятся по своим министерствам для решения ведомственных вопросов. Общие цели, конечно, существуют, но министры отвечают за вопросы конкретной отрасли и отстаивают именно ведомственные интересы. Редко министры вступают в командное взаимодействие с другими руководителями министерств, то есть налицо функционирование простых рабочих групп, а не команд.

Почему так важно внедрять принципы командной работы? Потому что это одно из основных условий успешного проведения реформ. Выражение «кадры решают всё» становиться сегодня как никогда актуальным.

Невозможно провести никакие кардинальные изменения в стране, если лидер, каким бы великим он ни был сам по себе, не сможет опереться в своей деятельности на соответствующую его уровню команду, государственный аппарат и общество в целом.

И фактор наличия команды становится еще более значительным и важным на уровне управления страной: ведь для эффективного управления страной, поднятия ее на более высокий уровень развития большая часть государственного аппарата должна работать как единая команда и обладать не только высоким профессионализмом, но и разделять взгляды главы государства.

Как уже было сказано ранее, если чиновники не будет обладать достаточным профессионализмом, то они – как бы ни старались – не смогут выполнить поставленные руководством задачи. Если чиновники обладают профессиональными знаниями и умениями, но они не разделяют взглядов высшего руководства страны, то решения будут саботироваться или исполняться сугубо формально, что равносильно саботированию.

Общая цель, а не ведомственный подход или личная заинтересованность – вот что должно быть у членов одной команды. В статье «Евробонды: за и против» автор подверг критике деятельность главных денежно-кредитного и финансового регуляторов страны: «Узбекистан размещает евробонды на 1 млрд долларов с купоном 4,75 – 5,375 процента и одновременно собирается выкупать американские казначейские облигации США под 2,36 - 2,99 процента. Не кажутся ли странными эти действия нашего регулятора? Невозможно, наверное, представить менеджера компании, который отдает в долг собственные денежные средства под 2,5 процента, и тут же занимает деньги под 5 процентов». На что Министерство финансов ответило: «Различия между целями фискальной и монетарной политики делает данное сравнение не состоятельным», или главный финансовый регулятор одной фразой подтвердил, что, во-первых, у Центрального банка и Министерства финансов разные цели, и они не являются командой, а, во-вторых, проявил некоторое заблуждение, ибо и фискальная и монетарная (кредитно-денежная) политика преследуют одну цель - управление и регулирование совокупным спросом. Но и это ведомственная цель.

Главной и общей целью должно быть повышение уровня и качества жизни народа. Во всяком случае, так должно быть.

А регулирование спроса, рост валового внутреннего продукта и структурные изменения, инвестиции и кредитование, развитие предпринимательства и либерализация внешнеэкономической деятельности, уменьшение безработицы и размеров инфляции, стабилизация обменного курса и другие – это лишь способы достижения основной цели.

Соблюдение лишь ведомственных интересов может привести к открытому столкновению, как, например, в России, где в настоящее время Минэкономразвития противостоит Центральному банку по перекладыванию вины из-за роста уровня бедности россиян.

О том, что Министерство финансов за цифрами не видит нужд населения говорит факт, что 26 июня 2019 года ведомство подготовило проект постановления правительства «Об отмене государственного регулирования цен (тарифов) на некоторые виды товаров, в котором предлагает исключить из перечня социально значимых и стратегических видов товаров хлеб формовой (буханка) и социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Неужели у нас так резко вырос уровень жизни и снизился уровень бедности? Не думаю: согласно данным Госкомстата за 2018 год средний доход в расчете на одного человека в день составил 2,9 доллара: по стандартамООН, жизнь на сумму 1,9 доллара и ниже в день — это жизнь за чертой бедности. Согласно исследованиям Всемирного банка даже такой скромный показатель дохода на душу населения был бы гораздо ниже, если бы не переводы трудовых мигрантов: в случае прекращения денежных переводов в Узбекистан уровень бедности в стране вырастет почти вдвое — с 9,6 процента до 16,8 процента.

Или другой пример. Постановлением правительства с 15 августа 2019 года в республике повышаются цены на бензин и дизтопливо, газ и электроэнергию, уголь и услуги теплоснабжения, а также проезд в общественном транспорте. Министерство финансов заявило, что «оптимизация» тарифов – «это не приближение цен на отечественном рынке к мировым ценам, а приближение к точке безубыточности предприятий». Почему государство постепенно отказывается от субсидирования этих компаний-монополистов, не заботится о повышении эффективности их работы, перекладывает расходы на плечи населения – непонятно. Разве государство должно снимать с себя функцию социальной ответственности? Тем более, когда идет реформирование экономики и общественной жизни.

Мы – одна команда?

Есть ли команда у президента Узбекистана? Она пока только формируется: достаточно посмотреть на частую ротацию руководящих кадров любого уровня, возвращение чиновников, ранее уволенных со своих должностей предыдущим президентом, попытки укрепить управленческую систему молодыми кадрами.

Чувствуется, что господствует настоящий дефицит единомышленников президента: на словах поддерживая политику Шавката Мирзиеева ряд чиновников саботируют решения главы государства или совершают правонарушения. Достаточно вспомнить недавние события в Кашкадарьинской, Ферганской и Хорезмской областях.

Проведение реформ вызвало беспокойство и скрытое сопротивление чиновничества, которое привыкло к размеренной жизни, к формальному подходу к делу, к безразличному отношению к нуждам народа, к чинопочитанию и использованию административного ресурса. В таких условиях единственным решением оказывается замена чиновников и, в первую очередь, чистка рядов, как известно, затронула органы прокуратуры, Министерства финансов и Государственного налогового комитета.

Так, 21 июня 2019 года во время выступления в Сенате Олий Мажлиса президент объявил, что в отношении бывшего Генерального прокурора Узбекистана Отабека Муродова возбуждено уголовное дело (Муродов был назначен Генеральным прокурором в январе 2018 года). И подобные примеры, к сожалению, не единичны.

Все они показывают, что ряд чиновников продолжают рассматривать свои должности как вотчины, которые необходимо сохранить и монетизировать. Кроме того, страдает и исполнительская дисциплина, что также подрывает веру в успешное завершение начатых реформ.

Например, социальные направления госпрограммы на 2019 год исполняются с отставанием, констатировала сенатская комиссия. Не подготовлены документы по созданию госоргана по социальной защите, по улучшению предоставления онкологических услуг, по совершенствованию санэпидслужбы. Программа по трудоустройству и предпринимательству молодежи исполнена лишь на 15%.

Именно поэтому необходимо наладить системный контроль деятельности чиновников и обеспечить постоянное определение эффективности их работы. О необходимости четкого соблюдения исполнительской дисциплины на всех уровнях государственной власти указывалось в постановлении президента от 5 октября 2018 года № ПП-3962 «О мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях»: «Отмечаются случаи безответственности и формализма в вопросах соблюдения актов и поручений Президента Республики Узбекистан, остаются неэффективными меры по созданию необходимых условий для организации общественного контроля, не принимаются действенные меры по автоматизации внутренних процессов делопроизводства, а также допускается консервативно-бюрократическое отношение к исполнительской дисциплине».

Наглядным подтверждением такого отношения чиновничества к исполнению поручений президента является отмена ограничений, связанных с пропиской, при получении паспорта, обучении, трудоустройстве и реализации других конституционных прав граждан, предусмотренных указом президента от 22 января 2018 года № УП-5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». Уже в феврале 2018 года Министерство юстиции подготовило свои предложения по пункту 56 Государственной программы, а именно по отмене «ограничений на покупку недвижимости на вторичном рынке».

В проекте предусматривалась отмена всех требований для иногородних граждан страны по приобретению недвижимости в Ташкенте и Ташкентской области. Однако, до настоящего времени вопрос о приобретении жилья на вторичном рынке недвижимости столичного региона иногородними гражданами не решен: пункт 56 Государственной программы не выполнен. И почему нет отчета о выполнении Государственной программы за 2018 год? Если отдельные положения не выполнены в срок или выполнены не полностью, то соответствующие должностные лица должны нести ответственность. Есть ли смысл принимать программы, указы и законы и не контролировать их исполнение?

Президент на двадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса заявил о необходимости принятия законов «О гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин» и «О защите женщин от притеснений и насилия»: «Сегодня каждая женщина должна быть не пассивным наблюдателем, а активным и инициативным участником демократических преобразований, осуществляемых в стране».

Но депутат Бостанлыкского района Ташкентской области от партии «Миллий тикланиш» Кабул Дусов на своей странице в Facebook пишет: «Когда в политике и в управлении страны будут принимать участие женщины и дети, то знайте, что скоро страна распадется». Что можно ответить депутату? Изучайте историю, и тогда, может быть, узнаете, что все страны распадались и прекращали свое существование при правлении мужчин, включая Российскую империю и СССР. А на счет женщин-руководителей… Оставим царствование Екатерины II, при которой Российская империя обрела статус «великой державы», но неужели в школе господин Дусов не читал про Томирис - царицу массагетов, которая победила царя Кира Великого? Наверное, депутат на знает, что элементы гинекократии существовали в Согдиане вплоть до арабского завоевания, что Курманджан - предводительница алайских кыргызов - имела звание «датка» (царица) в Кокандском ханстве и Бухарском эмирате, что в ОАЭ женщина впервые в арабском мире стала спикером парламента, а в следующем году женщины займут половину мест в Федеральном национальном совете ОАЭ (FNC). Женщины занимают достойное место в управлении государством в современных исламских государствах.

Сколько человек должно быть в команде президента? Даже несколько сотен недостаточно. Руководители министерств и ведомств, хокимиятов и их структурных подразделений должны быть профессионалами и единомышленниками президента.

Допустим, что сформировалась команда президента среди высокопоставленных чиновников. Но ведь решения лидера и исполнительных органов должны выполнять не только чиновники, но и руководители предприятий, трудящиеся и все граждане. Именно граждане и бизнес должны выполнять принятые органами государственной власти нормативно-правовые акты: ведь от них зависит поступления в государственный бюджет, выпуск продукции и оказание услуг

Поэтому проведение реформ зависит не только от воли и личности лидера, но и от того способен ли он сформировать команду не только среди чиновников, но и среди граждан и предпринимателей.

Каждый гражданин должен ответить: разделяет ли он цели президента, готов он служить и трудиться для их осуществления. Можно сказать, что каждый должен почувствовать себя в президентской команде. Не ради карьеры, должности или иных благ, а ради выхода страны из застойных явлений, ради того, чтобы наши дети и внуки не стремились уехать из «этой» страны, чтобы Узбекистан стал комфортным для проживания всех своих граждан.

Только факты и ничего кроме фактов

17 августа 2018 года президент подписал указ «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте», пункт 16 которого гласит: «Установить, что до утверждения генерального плана города Ташкента и четкого определения перспектив архитектурного развития столицы: запрещается проведение работ по сносу, реконструкции и капитальному строительству в старогородской части города Ташкента…» А 29 сентября 2018 года на массиве Себзар в присутствии высокопоставленных должностных лиц был начат снос частных домостроений (старый город Ташкента делился на 4 даха (административно-территориальных района): Бешагач, Кукча, Себзар, Шейхантаур - прим. авт.)

Кроме того, в этом указе президента дано поручение хокиму города Ташкента «до 1 января 2019 года в Кабинет Министров необходимо внести проект постановления Президента об утверждении концепции генерального плана города Ташкента; до 1 декабря 2019 года на основе утвержденной концепции – проект постановления Президента об утверждении генерального плана города Ташкента».

Август 2019 года. Концепция генерального плана столицы не готова. 26 июня 2019 года заместитель министра строительства Шухратхожа Хашимов обвинил в несвоевременной разработке концепции генерального плана хокимият города Ташкента и сообщил, что концепция будет готова в ближайшие 1,5-2 месяца. Как же так? Проработка концепции генерального плана столицы затягивается уже на 8 месяцев. Однако, когда дело доходит до строительства различных Сити, то здесь все вопросы решаются без волокиты… Дальше больше: «Концепция генерального плана уже готова», – заявил на пресс-конференции 29 июня 2019 года первый замхокима города Ташкента по вопросам архитектуры, капитального строительства и развития коммуникаций Даврон Хидоятов. Так готова или не готова концепция генерального плана столицы и если готова, то почему не подготовлен проект постановления президента об утверждении концепции генерального плана города Ташкента? Ведь необходимы общественное обсуждение концепции, анализ полученных в ходе обсуждения предложений и замечаний, подготовка технико-экономического обоснования: именно поэтому в указе президента от утверждения концепции генплана до утверждения генерального плана дается срок 12 месяцев. Такой подход к разработке концепции генерального плана не понятен. Ведь, по словам Даврона Хидоятова: «Наш генплан будет до 2030 года, но он в любом случае будет постоянно обновляться». Если он будет «постоянно обновляться», то зачем его вообще утверждать? Наверное, такова логика городской власти.

Следующий пример. 22 декабря 2017 года в своем послании Сенату и Законодательной палате Олий Мажлиса президент заявил, что все сотрудники дорожно-патрульной и патрульно-постовой службы будут обеспечены нательными видеокамерами, что позволит сократить уровень коррупции. 1 декабря 2018 года (!) было принято постановление Кабинета Министров № 975, которым утверждено соответствующее Положение. Предусматривалось, что с 1 июля 2019 года «при выполнении своих служебных обязанностей сотрудник ДПС обязан: … выполнять служебные задачи открыто, с использованием мобильной видеокамеры», а «участники дорожного движения … имеют право: … не представлять документы сотруднику ДПС, осуществляющему службу без мобильной видеокамеры».

Но уже 14 июня 2019 года МВД подготовило проект постановления правительства, в котором срок ввода обязательного несения службы сотрудниками дорожно-патрульной службы с мобильными видеокамерами предлагается продлить до 1 января 2020 года. Во-первых, не слишком ли долгий срок - два года - для выполнения поручения президента по оснащению боди-камерами сотрудников ДПС? Во-вторых, 3 июля 2019 года выходит постановление правительства, которым действительно введение боди-камер устанавливается с 1 января 2020 года.

Этим же постановлением определено, что «за грубое нарушение сроков исполнения поручения Президента Республики Узбекистан... строго указать руководству Государственного комитета Республики Узбекистан по оборонной промышленности и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан», «заместителю председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по оборонной промышленности Х.Б. Юсупову и заместителю министра внутренних дел Республики Узбекистан Р.М. Эргашеву объявить выговор».

Строго указать… Объявить выговор… Когда вводятся изменения для участников дорожного движения, то они обязательны для неукоснительного исполнения. И никто не слушает никаких оправданий. Водители платят огромные штрафы за нарушения ПДД, оснащают машины огнетушителями, аптечками, знаками аварийной остановки, жилетами, проходят техосмотры и оформляют страхование, обновляют водительские права и техпаспорта и ведь никому из сотрудников органов внутренних дел даже в голову не придет сказать: «Ладно, раз у вас такая ситуация, можете сейчас штраф не платить. Как будут деньги – заплатите… »

Бесконтрольность порождает вседозволенность, безответственность, самоуправство, коррупцию, беззаконие, показуху и обман.

В Андижанской области, в преддверии визита главы государства, пятерым нуждающимся женщинам подарили коттеджи, из которых их выселили после окончания визита президента. Генеральной прокуратурой по данному факту внесено представление хокиму Андижанской области о незамедлительном решении вопроса дисциплинарной ответственности виновных лиц.

В той же области прозвучала резкая критика хокима Андижанской области Шухрата Абдурахманова в адрес министров энергетики и здравоохранения республики на областном селекторном совещании, прошедшего 9 июня 2019 года. Критика имела явно оскорбительный характер. Не важно кто прав, кто виноват. Важно другое – подобные факты показывают полное отсутствие взаимодействия между территориальными и отраслевыми органами государственного управления, и здесь речь идет уже не о создании команды, а о формировании хотя бы точек контакта и соприкосновения. Ясно, что подобная ситуация не только тормозит развитие, но и отбрасывает нас на годы назад.

1 июня 2019 года, накануне визита президента в Букинский район Ташкентской области, из Центральной многопрофильной поликлиники города Алмалыка увезли новую мебель в сельский врачебный пункт «Бустон» для демонстрации президенту оснащенности пункта. Вскоре, после публикаций об этом, мебель вернули обратно в поликлинику.

Дошло до того, что для показухи (читай – обмана) президента берутся «взаймы» даже дети. В ходе визита в столичную область президенту посетил новое детское дошкольное учреждение «Калдиргоч», расположенное в махалле «Нугойкурган» города Ахангаран. На один день этот детсад заполнили воспитанниками других дошкольных учреждений и после отъезда президента он снова опустел.

Помните, как Наргиза Шамуратова с двумя детьми жила в ташкентском парке… После резонансного освещения ситуации в СМИ экс-хоким Юнусабадского района Бахтиёр Абдусаматов торжественно вручил ключи от квартиры на 7-м квартале Юнусабада этой женщине перед несколькими телекамерами, говоря, что это подарок президента. Спустя год выясняется, что подаренную от имени президента квартиру нужно освободить. «Негде жить? Берите ипотечный кредит», - так, ничтоже сумняшеся, ответили работники Юнусабадского хокимията.

Поднятая в СМИ волна критики заставила власть отреагировать и 29 июня текущего года председатель городского отделения Комитета женщин, заместитель хокима Ташкента по вопросам женщин и молодежи Дильбар Наджмиддинова заявила, что «квартирный» вопрос Наргизы Шамуратовой решен: взамен вторичного жилья на 7-м квартале Юнусабада ей выдали ключи и сертификат на квартиру в новостройке на 13-м квартале района. Это – социальное жилье или новоселам предоставляется право владения и пользования, но не распоряжения квартирой. Обещали «подарок президента», а фактически «подарили» лишь право проживания – «социальный найм».

«По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность… Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь … признается договором дарения, если оно сделано в надлежащей форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или имущественного права конкретному лицу…» (статья 502 Гражданского кодекса). Экс-хоким Юнусабадского района вручил ключи от квартиры на 7-м квартале именно в качестве «подарка президента», то есть в собственность, но никак не в пользование.

Подобные действия чиновников ничего, кроме горечи, чувства сожаления и стыда, не вызывают.

Кадры решают все

Более того, такие действия наносят огромный репутационный и имиджевый ущерб проводимым преобразованиям, порождают чувство неуверенности в том, что реформы осуществятся, и что в ближайшем будущем все не «вернется на круги своя». Шавкат Мирзиёев раскритиковал хокима Кашкадарьинской области Зафара Рузиева за сносы в Яккабагском районе и заявил, что ситуация опозорила его политику на весь мир.

Можно долго спорить о том, чего было больше в этом и других случаях: предательства или некомпетентности, дезинформации или плохого взаимодействия, привычки приукрасить или отсутствие ответственности и порядочности, стремление соблюсти личный интерес или выслужиться перед начальством, но все это лишь разные проявления одного явления – существования кадровых проблем.

Сегодня назначение чиновников-руководителей напоминает лотерею: повезло – не повезло. Нет, не чиновникам… Гражданам страны и жителям областей, городов, районов. И в этом существует серьезная опасность для проведения реформ экономики и общества, угроза пробуксовки преобразований.

Появлению же таких явлений способствовало отсутствие должного контроля за исполнением решений президента и оценки их неисполнения или несвоевременного исполнения.  

Контроль – одна из основных функций системы менеджмента, которая позволяет соотнести достигнутые результаты или их отсутствие с планируемыми.

В январе 2019 года во время визита в Кашкадарьинскую область президент пояснил: «Почему я часто меняю чиновников? Потому, что многие не выдерживают и не готовы к тем реформам, которые делаем мы сейчас. Для того, чтобы терпеть и работать, нужно иметь преданность и любить свое дело. Всем нравится сидеть в Ташкенте и ничего не делать».

И в этих условиях президенту не остается ничего другого, как обратиться за помощью к людям, которым он всецело доверяет, в которых находит опору и поддержку. Речь идет о семье.

Это вызвало ряд негативных откликов. Так, правозащитница Узбекистана Мутабар Таджибаева призывает президента Шавката Мирзиёева покончить с непотизмом (кумовством – прим. авт.)

Во-первых, это скорее вынужденная мера, нежели стремление президента устроить своих дочерей и зятьев в «теплые местечки» (поверьте, они могли жить гораздо более беззаботной жизнью).

Во-вторых, действующее законодательство запрещает совместную службу «на одном и том же государственном предприятии лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве» (статья 79 Трудового кодекса).

Согласно закону ничто не мешает работать членам семьи президента в разных государственных органах.

В-третьих, это довольно распространенная практика в мире: Клод Ширак – дочь французского президента Жака Ширака – была ответственна за связи со средствами массовой информации; президент США Джон Кеннеди назначил своего брата Роберта министром юстиции США; во время президентства  Билла Клинтона его супруга Хиллари занималась реформой здравоохранения; Иванка Трамп – советник своего отца – президента США, а ее супруг – Джаред Кушнер – с 20 января 2017 года является старшим советником 45-го президента Соединенных Штатов Дональда Трампа. И ничего, работают…

У наших соседей: Дарига Назарбаева с 20 марта 2019 года является председателем Сената Парламента Республики Казахстан; Динара Кулибаева (Назарбаева) - акционер Народного банка Казахстана; Алия Назарбаева в свое время работала консультантом общего отдела Администрации Президента Казахстана. И ничего…

И возвращаясь к исполнительской дисциплине. Сколько уже было сказано о необходимости проведения административной реформы. С популярностью этой темы может только сравниться обсуждение налоговой реформы. 8 сентября 2017 года президент подписал указ, которым утвердил Концепцию административной реформы в Республике Узбекистан. Однако, до настоящего времени ни закон «Об основах государственного управления», ни закон «О государственной службе» так и не приняты.

А ведь Министерством занятости и трудовых отношений в 2017 году и Министерством юстиции в 2018 году были разработаны проекты закона «О государственной службе». Принятие такого закона способствовало бы созданию условий для формирования стабильных профессиональных кадров государственной службы и обеспечению эффективного ее функционирования.

Поэтому совершенно справедливой видится критика со стороны президента, прозвучавшая на совещании с участием актива Ташкентской области, хокимов и руководителей секторов, ответственных лиц республиканских ведомств в городе Нуравшоне: «Втечение двух лет я дал депутатам большие возможности. Только руки поднимают. Руководитель должен быть патриотом. Кто из вас любит народ?»

«Служба и дружба — две параллельные линии — не сходятся» (Александр Суворов)

Людям, в руках которых находится власть, нужно уметь наказывать виновных, вне зависимо от того, в каких отношениях они находятся. Начальник, который славится своей мягкостью, возможно, найдет сподвижников в лице исполнительных работников, однако некоторым людям (не побоюсь сказать – большинству) необходимо чувствовать твердую волю руководителя. Даже в обычной бригаде начальник должен не только контролировать сам рабочий процесс, но и уметь наказывать сотрудников за проступки. Причем, то, насколько наказания окажутся действенными, свидетельствует о мудрости руководителя.

Наказания обязательно должны иметь место в управлении, при этом руководитель должен быть уверен в том, что его наказание справедливо.

Только тогда его можно будет преподать в качестве урока для всех подчиненных, а не только для того, кто подвергся наказанию.

Следует отметить, что несправедливое наказание часто соседствует с отсутствием наказания для любимчиков и «неприкасаемых». Первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю писал: «Для победы над коррупцией нужно не жалеть сажать в тюрьму провинившихся друзей и родственников... начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».

В недавнем прошлом в вопросах кадровой политики у нас доминировал принцип обеспечения стабильности: руководителей старались менять как можно реже, что привело к развитию застойных явлений.

Многие высшие чиновники работали по 15-20 лет.

Но это отнюдь не означало, что существовала команда. Возможно, что подобие команды было на начальном этапе становления государственности. По словам экс-государственного секретаря Узбекистана Рахима Раджабова: « С течением времени вокруг президента [Ислама Каримова – прим. авт.] становилось меньше людей, которые хотели бы преданно служить государству. Стало больше подлых людей, образовавших своеобразную «мафию».

Поэтому руководитель любого уровня должен быть заинтересован в формировании команды, приближая к себе специалистов, преданных делу, и порядочных людей, которые разделяют основные цели. При этом вовсе не обязательно, чтобы эти работники придерживались одного и того же мнения по различным вопросам, скорее наоборот.

Абу Наср аль Фараби еще в Х веке писал: «Команда - коллектив разномышленников. Группу людей, следующих одному мнению и ссылающихся на один и тот же авторитет, ведущий их за собой, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться...

Когда же различные умы сойдутся после размышлений, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее убеждения, к которому они придут».

Но, как говорилось выше, даже формирование команды недостаточно для успешного проведения реформ. В преобразованиях необходима поддержка и участие народа. Выступая на 20-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса, президент назвал главную допущенную ошибку за последнее время: «Наша главная ошибка за последние 20 лет — мы осознанно пытались сделать людей бессознательными. Раньше нужно было молчать и хлопать».

Как ни больно признать, но в прежние времена действительно у нас не было народа и граждан – было безмолвное население, «статистические единицы», которые безропотно одобряли все действия власти: для этого была задействована вся мощь государственного аппарата. Именно о таком времени с ностальгией вспоминают многие действующие и уже бывшие чиновники. И пока, следует это признать, реформы не приняли необратимого характера, и угроза реваншизма существует.

Кроме того, ряд чиновников искусно замаскировали свои взгляды и оказывают скрытое противодействие проведению реформ. И такое тайное сопротивление гораздо хуже, поскольку, выступая на словах реформаторами и единомышленниками президента, на самом деле они проводят настоящую подрывную деятельность с целью дискредитации осуществляемых преобразований.

Так как же нейтрализовать деятельность таких псевдореформаторов?

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое (Артур Шопенгауэр)

Именно формирование гражданского общества является гарантией неповторения ошибок прошлого. Проведенные исследования ПРООН показали тесную взаимосвязь между специально разработанным индексом общественного участия (Citizen engagement index) и индексом удовлетворенностью жизнью (Life ladder index), который является индикатором благополучия граждан. Также было установлено, что от уровня общественного участия зависит показатель индекса контроля коррупции (Сontrol of corruption index). При этом индекс общественного участия характеризует степень участия граждан в общественной и политической жизни, а также выражение гражданской позиции.

Анализ показал, что в странах с высоким уровнем общественного участия наблюдается один из самых высоких уровней удовлетворенностью граждан жизнью и сравнительно низкий уровень коррумпированности органов власти.

Развитие диалога с гражданами и вовлечение их в принятие государственных решений является одним из действенных инструментов формирования эффективных органов исполнительной власти. Как отмечает  американский телеканал CNBC «Узбекистан по-прежнему занимает 156-е место из 167 стран в Индексе демократии, составленном Economist Intelligence Unit, по итогам 2018 года – это ниже, чем весьма проблемная африканская страна Судан».

Сегодня в Узбекистане уже действуют ряд институтов общественного участия. Наиболее показательными примерами являются виртуальная приемная президента, веб-портал regulation.gov.uz (обсуждение проектов нормативно-правовых документов), портал коллективных обращений Mening fikrim, система народных приемных и другие.

Вместе с тем, Узбекистан пока еще находится между 2-й и 3-й ступенями развития общественного участия, или в республике происходит переход от «консультирования» к «вовлечению» граждан в принятие государственных решений (первая ступень – «информирование», четвертая – «сотрудничество» и пятая – «уполномочивание общественности»).

На современном этапе государство не может обеспечить широкого и активного «вовлечения» граждан в развитие общества, поскольку государственные органы не имеют законодательно закрепленных обязанностей по участию общества в управлении. Чиновники по-прежнему не собираются вовлекать граждан в подготовку и принятие государственных решений и ограничивают взаимодействие с народом получением жалоб, заявлений и предложений и их последующим реагированием на них: зачастую эта «реакция» заключается в перенаправлении жалобы или подготовкой бюрократической отписки.

Поэтому так необходимы широкое освещение деятельности чиновников, выявление негатива в их работе и общественные контроль и критика. Чиновники должны знать, что каждый их проступок или негативное действие не останется без внимания общественности, а для этого необходимы чувства гражданского мужества, личной ответственности, совести и, главное, искреннее желание вывести страну в зону, комфортную для проживания всех нас.

Не случайно на собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции, президент отметил: «Граждане должны ощущать свою сопричастность к происходящим реформам. Только так мы достигнем намеченных целей и выполним поставленные перед собой задачи». И это действительно так. Мы должны стать президентской командой. Настоящей и единой!

Вместо заключения, или что такое хорошая свита?

Один король был очень молод и считал, что он одним своим происхождением достоин уважения подданных и всяческих побед. Но старый звездочет посоветовал ему не льстить себе и подобрать себе свиту, в которую бы вошли настоящие друзья, искренне желающие процветания королевству. «Только так ты обеспечишь не только благополучие всего государства, но и избежишь многих бед и добьешься любви подданных», - добавил ученый.

Король так и сделал. И его команда находилась с ним не только на пирах или охоте, но и при принятии законов, на заседании королевского совета, совместном обсуждении проектов. Его соратники вместе решали сложные для молодого правителя дела. Шли годы. Приближенные особы оставались его ближайшими товарищами, разделяя с ним и радость и печаль, как и положено истинным друзьям.

Но однажды пришла беда: на благополучное государство вероломно напал один из соседей. Королевские войска дрались с неприятелем под предводительством самого короля, рисковавшего своей жизнью в каждом сражении. Его свита всегда была рядом: переодетые простыми воинами, приближенные сражались рядом с королем и защищали его от вражеских стрел и мечей.

И вот в одном из сражений они попали в засаду: отряд окружили силы неприятеля, численностью во много раз превышающие его. Королю грозила неминуемая смерть. И тогда один из дворян королевской свиты направил своего коня на врагов, стараясь отвлечь на себя их внимание. При этом он крикнул королю: «Ты должен спастись! Моя жизнь или смерть не важна для королевства, но если убьют тебя – не будет государства!»  Конечно, он погиб, но при этом убил немало врагов. Затем его примеру последовал еще один друг короля. Затем еще. За это время отряд смог прорвать кольцо окружения.

Совсем недалеко от ставки на отряд снова напали. И свита короля снова закрыла его от стрел и мечей, давая возможность спастись. Король был ранен в бою, и оставшиеся в живых его товарищи, прикрывая его собой, довезли короля до ставки и таким образом спасли ему жизнь.

Видя надвигающуюся опасность, оставшиеся друзья короля послали гонцов во все концы королевства: «Королевство в опасности, ваш король ранен. Он был добр и справедлив к вам, так помогите избавиться от врагов наших». Уже на следующее утро начали прибывать отряды ополчения, и вскоре король собрал огромное войско. Враги, увидев такое колоссальное количество людей, готовых сражаться и отдать свои жизни за короля, бежали: они поняли, что никогда им не победить короля, у которого есть такие друзья и такой народ.

Мораль этой притчи проста. Счастлив тот государь, у которого есть такие соратники, чьи доблесть, порядочность и помыслы стоят на страже интересов королевства. Счастлив тот государь, чей народ благодарен правителю за принятие справедливых законов, достойную и благополучную жизнь и готов сражаться за него. Счастливо то государство, которое имеет такого мудрого монарха, собравшего свиту, главной целью которой было обеспечение процветания королевства и его подданных.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости