Компьютерные клубы в Узбекистане сегодня представляют собой гораздо больше, чем просто места с доступом к интернету.
Современные компьютерные клубы — это многофункциональные киберспортивные площадки, объединяющие игроков, команды и сообщества. Они оснащены профессиональным оборудованием для тренировок и турниров, часто выступая базой для киберспортивных команд и академий.
Клубы служат центрами досуга и общения, где проходят турниры, стримы, тематические мероприятия и обучающие курсы по киберспорту. Кроме того, они поддерживают развитие молодых игроков и создают условия для карьерного роста в игровой индустрии.
Современные клубы — это также бизнес-платформы с разнообразными источниками дохода, включая спонсорство, продажу продукции и проведение мероприятий. В целом, они вносят значительный вклад в развитие цифровой культуры и киберспорта в стране.
При этом у многих клубов сохраняется ряд организационных и правовых вопросов, которые приходится решать индивидуально. Отсутствие единой структуры часто усложняет взаимодействие с государственными органами, особенно в нестандартных ситуациях.
Так, например, во время пандемии COVID-19, когда ресторанам, кафе и другим видам бизнеса постепенно разрешили возобновить работу, компьютерные клубы оставались закрытыми дольше остальных. Каждый клуб пытался самостоятельно обращаться в государственные органы с просьбой о разрешении на деятельность, но без общей позиции и координации добиться результатов было сложно. Эта ситуация наглядно показала необходимость централизованного подхода и представительства интересов отрасли.
А2К — Ассоциация компьютерных клубов — была создана для того, чтобы такие вопросы решались системно. Ассоциация объединяет владельцев компьютерных клубов, создавая площадку для обмена опытом, правовой поддержки и диалога с регулирующими структурами.
Кто стоит за инициативой?
Президент Ассоциации компьютерных клубов Узбекистана Эльдар Кадыров — о том, кто стоит за А2К и почему она появилась именно сейчас.

Эльдар Кадыров, Ruslan «fr0k» Gizatov, Daniel «icyvl0ne» Lee, Abylay «OxygeN» Khamitov
— Эльдар, расскажите немного о себе.
Меня зовут Эльдар Кадыров. Основатель и руководитель международной киберспортивной организаций FRAG. Занимаюсь развитием портала Frag.gg и развитием киберспорта в Центральной Азии.
Также являюсь официальным реселлером в Узбекистане международной компании YoungzSoft, занимающейся поставками программного обеспечения для компьютерных клубов (ccboot.com и icafecloud.com) .
В прошлом 15 лет занимался бизнесом в сфере компьютерных клубов и хорошо понимаю, с какими вопросами сталкиваются владельцы — как с технической, так и с административной стороны.
— Почему вы решили создать А2К именно сейчас?
Потребность в объединении назревала давно. У клубов схожие проблемы, но они решают их поодиночке. Это касается не только проверок или ограничений по режиму работы, но и, например, диалога с органами власти, вопросов лицензирования, или даже простых юридических консультаций. Во время пандемии стало особенно очевидно, что отсутствует структура, через которую можно было бы централизованно отстаивать интересы индустрии.
— Почему короткое название ассоциации — именно А2К, а не, скажем, АКК?
Я сам из мира киберспорта и компьютерных игр. Поэтому хотелось, чтобы и название, и логотип отсылали к нашей среде — были ближе к цифровой культуре. А2К визуально и фонетически звучит проще и современнее. Согласитесь, выговаривать АКК не так интересно, как А2К. К тому же, А2К легко читается, запоминается и воспринимается как отдельный бренд.
— Какие цели вы ставите перед А2К?
Прежде всего — наладить устойчивую коммуникацию между клубами и государственными структурами. Создать рабочую площадку, где владельцы клубов смогут получить поддержку, обсудить общие вопросы и координировать действия. Это и правовые консультации, и медиаподдержка, и организация мероприятий, и обучение. Мы также хотим, чтобы ассоциация стала не просто представительством, а формой самоорганизации: когда участники понимают свою ответственность, делятся опытом и работают на общий результат.
— Какой вы видите роль А2К в будущем?
Мы не ставим целью вмешиваться в коммерческую деятельность клубов. Наша задача — быть инфраструктурой: понятной, прозрачной и доступной. Мы хотим, чтобы в случае любых внешних вопросов у клубов был единый канал, через который можно получить информацию, поддержку и — при необходимости — представительство.
— Кто может вступить в ассоциацию?
Вступить может любой клуб, зарегистрированный в Узбекистане. Так же у нас в Ассоциации есть проект Cyber Union (Кибер Союз), куда могут вступить организаторы турниров, владельцы команд, киберспортсмены, тренеры. Главное — соблюдение базовых стандартов и готовность участвовать в развитии сообщества.
— Вы также упоминали Cyber Union. Как он связан с А2К?
Проект Cyber Union существует с января 2024 года — он начинался как товарищеское соглашение между главными представителями киберспорта Узбекистана. Это объединение единомышленников, владельцев киберспортивных команд и турнирных операторов. Организация занимается рейтингом команд и игроков в Узбекистане, а также защитой контрактных обязательств между игроком и киберспортивной организацией. А сейчас, благодаря запуску А2К, мы переводим Cyber Union в полноценную юридическую форму.

Cyber Union станет независимой структурой внутри Ассоциации, которая будет заниматься вопросами киберспортивной индустрии — турниры, взаимодействие между организациями, поддержка инициатив от игроков, тренеров, турнирных операторов. По сути, это своего рода профессиональное сообщество внутри А2К, с фокусом на развитие киберспорта в правильную сторону
А2К — это долгосрочный проект, направленный на создание системы для взаимодействия участников игровой отрасли. Ассоциация открыта к сотрудничеству как в Ташкенте, так и в регионах.
Ассоциация приглашает к диалогу всех, кто заинтересован в развитии экосистемы компьютерных клубов в Узбекистане.
Адрес: город Ташкент, Юнусабадский район, 4-й массив, 84 (ТРЦ Yunusabad Gallery)
Сайт: A2K.uz
Почта: info@a2k.uz
Instagram: @a2kuzb
Telegram: @a2kuzb