Ученые выяснили, как цифровая среда воздействует на психику школьников

Эксперты МГПУ рассказали, к чему может привести частое использование экранных гаджетов.

Ученые выяснили, как цифровая среда воздействует на психику школьников

Фото: iz.ru

Исследователи из Московского городского педагогического университета совместно с российскими коллегами проанализировали влияние цифровой среды на психическое развитие детей. По мнению ученых, использование гаджетов может повлечь за собой задержки развития памяти, речи, мышления и внимания у школьников.

Авторы отметили, что целостную картину данных составить сложно, так как сегодня большая часть мировых исследований нацелены на изучение влияния цифровой среды на отдельные стороны психического развития. 

Самые большие риски для развития детей связаны с экранными гаджетами, которые используются для развлекательных целей. Чем раньше ребенок начинает пользоваться цифровыми устройствами, тем тяжелее могут быть последствия для развития высших психических функций: задержки в развитии речи, внимания, памяти и мышления. Особенно сильно это начинает сказываться в школьные годы на способности и готовности к обучению, к саморазвитию, а также к творческой деятельности, 

— уветрждает руководитель исследовательского проекта, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Сергей Степанов.

Профессор отметил, что, если пользоваться гаджетами для развивающих и обучающих целей умеренно, можно предположить положительную динамику формирования психических функций у молодежи.

Результаты исследования показали, что подрастающее поколение пользуется гаджетами в основном для развлечения. 60% родителей ответили, что дети используют электронные устройства для досуга, и 40% — для расширения кругозора и обучения. 70% взрослых не ставят ограничения на просмотр телевизора, 60% — не препятствуют играм с приставкой. Также было установлено, что норму по смартфонам устанавливают 66% родителей, компьютером — 57% и планшетом — 47%.

По мнению экспертов, школьному образованию нужно нарастить креативную направленность, которая бы развивала интеллектуальные способности школьников.

Благодаря многолетним исследованиям и проектам в образовании мне вместе с моими учениками удалось разработать специальные рефлексивно-сотворческие технологии, которые позволяют весьма эффективно осуществлять развитие интеллектуального и творческого потенциала, как детей, так и взрослых. И в контексте идей педагогики сотворчества, которые были внедрены в ряде регионов, именно развивающее и креативное взаимодействие взрослых и детей обеспечивает наибольший образовательных эффект, способствующий снижению рисков цифровизации, 

— отметил Степанов.

Ученые МГПУ считают, что применение искусственного интеллекта в образовательных целях сможет предотвратить негативное воздействие экранных технологий на школьников.

Динамика самого процесса учения каждого конкретного ребенка с его затруднениями и недопониманиями в условиях массовой школы обычно остается за рамками внимания учителя, когда он ведет уроки в классе, где больше 15 детей. А поскольку в обычных классах учится практически в два раза больше детей, то здесь возможность цифровизации "учебных усилий" каждого ребенка, их накопление в Big Data ресурсах и обработка с помощью технологий ИИ могла бы оказаться целесообразной и эффективной поддержкой как для учителя, так и для ученика, 

— пояснил профессор.

На данный момент ученые МГПУ совместно с Институтом психологии РАН разрабатывают технологии, которые помогут преподавателям обеспечить каждому ребенку оптимальную образовательную траекторию развития. 

telegramБольше новостей о здоровье в Телеграм-каналеПодписаться

Популярные новости