Узбекистан

19.03.2021 | 11:34

Узбекский психолог о том, что делать если вашего ребенка травят в школе

Repost выяснил, как обстоят дела с травлей в школе в Узбекистане, и узнал анонимные истории школьников о буллинге.

Узбекский психолог о том, что делать если вашего ребенка травят в школе

Детям всегда говорят, что школа — их второй дом, а дом — единственное место, где человек может в полной мере почувствовать свободу и безопасность. Но что, если ребенок ежедневно сталкивается с тревожностью, страхом и одиночеством? Причиной этого может быть школьный буллинг. 

Что такое «буллинг»?

Буллинг (от англ. хулиган, драчун) — систематическое поведение, направленное на причинение эмоционального или физического вреда. Это могут быть словесные оскорбления, насмешки, обзывалки, игнорирование одного члена группы другими, угрозы, распространение слухов и даже избиение. Школьный буллинг — причина многих споров и осуждений во всем мире, так как с годами последствия травли проявляются все больше и больше. Статистика показывает, что от 4 до 50% детей и подростков подвергались издевательствам в школе.

Практикующий психолог в области детской и семейной психологии Алимбекова Назима Джаудатовна определила признаки, по которым можно понять, что ребёнок подвергается буллингу:

— сопротивление и нежелание посещать учебную организацию;

— чрезмерная эмоциональность, беспокойство, тревожность;

— боли в груди (признак страха) и животе;

— бессонница, кошмары по ночам;

— нарушение пищевого поведения, снижение или полное отсутствие аппетита;

— подавленное, апатичное настроение. 

Важно уметь отличать рядовой конфликт от буллинга. Конфликт — это противоречие и не совпадение мнений. Он всегда направлен на выяснение доминирующей позиции или на поиск компромисса. Буллинг – отрицание самого человека в целом, когда одна из сторон чувствует себя неравной другой. В этой ситуации жертва получает посыл «тебя не должно быть». Конфликт всегда длится недолго, его можно разрешить, найдя компромисс. Буллинг же можно лишь прекратить, 

— комментирует эксперт.

Школьные издевательства могут повлиять на ребенка на психологическом, физическом и академическом уровнях. Школьник, который находится в позиции пострадавшего, чувствует беспомощность. В большинстве случаев причины жестокого поведения и обращения детей к другим ученикам — это давление, злость, зависть, желание отомстить, жажда популярности и поднятия авторитета. По словам Назимы Алимбековы, помощь специалиста нужна всем: и пострадавшему, и агрессору, и свидетелям.

Ребенку, подвергшемуся травле, нужна обязательная психологическая помощь. У него понижается самооценка, могут появиться суицидальные мысли, намерения и развиваться депрессия, тревожные расстройства. Зачастую в классах, в которых происходит травля, снижается уровень успеваемости. Буллинг вытягивает как эмоциональные, так и интеллектуальные ресурсы, поэтому в токсичной среде психика человека подвергается повышенной тревожности, 

— уверена психолог. 

По словам эксперта, у агрессора со временем может появиться иллюзия собственного всемогущества. Чувство безнаказанности приводит к девиантному (отклоняющемуся) поведению. Свидетели происходящего также подвергаются психологической травме, так как у них может появиться страх оказаться на месте пострадавшего. 

Жертвой травли может стать любой ребёнок, вне зависимости от возраста, пола и национальной принадлежности. Пострадавшими могут оказаться не только дети, но даже учителя. Назима Алимбекова утверждает, что психологическая помощь в классе должна осуществляться так: 

1. Важно при работе с классом объяснить учащимся: то, что происходит – это насилие. Каждому ребенку следует оценить в баллах от 1 до 10 свое участие в травле. 

2. Нужно попросить ребят представить себя на месте жертвы, при этом не вызывать жалости к пострадавшему. Обсудить с классом и принять новые правила, по которым группа теперь будет взаимодействовать. Записать эти правила и повесить на видном месте в классе. 

3. Озвучить, что в школе это явление недопустимо. Нудно вести ежедневный учет или график позитивных изменений в группе, чтобы было понятно, в каком направлении движется группа. 

4. Организовать ряд мероприятий и выстроить взаимодействие, чтобы каждый ребенок мог проявить свой талант, ощутить свою полезность классу и чувствовать себя ценным, нужным. 

Анонимные истории подростков Узбекистана о травле

История №1

«В классе 6-7 я была очень толстой, и все мои одноклассники надо мной издевались. Доходило до того, что меня не впускали в класс, заталкивали в мужские туалеты и не выпускали, публично обзывали. Когда учитель нас пересаживал, мои одноклассники не хотели со мной сидеть. «Я со свиньей сидеть не хочу», — говорили они. У меня были стресс и депрессия, потому что ни один человек не хотел дружить или общаться со мной просто из-за моего веса и внешнего вида. Я год не ходила в школу, перевелась на домашнее обучение. За это время я похудела и стала «более-менее», но перевелась в другую школу и начала новую жизнь».

История №2

«Я не помню точную дату, думаю, это было в 7-8 классе. Я возвращалась в школу после большой перемены, а обедали мы обычно фастфудом в небольшом кафе, недалеко от школы. Помню, как я перешла дорогу и видела, что навстречу ко мне идет группа девушек, они были старшеклассницами. Лично я с ними не была знакома. Как только мы приблизились, одна из них (самая главная, другие шли за ней по пятам) посмотрела мне прямо в глаза и спросила неприятным тоном: «Я не поняла, ты что, анорексичка?». Я, наверно, никогда не смогу объяснить, что я чувствовала в тот момент, и помню, как я была не в силах что-либо сказать, и промолчала. Сразу после того, как она это сказала, ее подруга шепнула мне: «Не обращай внимания, она шутит», и они ушли. Я помню, как я стояла несколько секунд на своем месте только потому, что не могла поверить в происходящее. Следующий урок был урок биологии, я была подавлена. Помню, как близкая подруга то и дело утешала меня, и я всегда буду благодарна ей за поддержку, которую она оказала мне в тот момент. 

На самом деле, это только часть из того, что мне говорили люди про мою внешность. Меня называли «вешалкой», «зубочисткой» и прочими «обзывалками», но я прекрасно понимала и знала, что такое «буллинг» в школьные годы, и как от этого страдают люди по всему миру».

История №3

«В школе меня сильно травили из-за худобы. Одна неприятная ситуация произошла во втором классе. Тогда я поссорилась с одной девочкой: она назвала меня дистрофиком и все в классе подхватили ее слова. Я не понимала значения этого слова, но потом чисто случайно рассказала об этом маме. Моя мама была в шоке. Она решила поговорить насчёт этого инцидента с моей классной руководительницей. Учитель обсудила с моей одноклассницей и тогда выяснилось, что называть меня дистрофиком попросила мама моей подруги. Тогда ни моя одноклассница, ни ее мать не извинились передо мной, а наоборот, начали обвинять меня и говорить моей маме, чтобы меня перевели в другую школу, чтобы не пугать детей моей худобой. 

В классе в 6 буллинг со стороны учеников школы продолжился, только теперь подключились старшеклассники, которые в лицо кричали мне, что я «плоская». Тогда почти все девочки были с формами и одна я при росте 174 весила 45 килограммов. Помню, я приходила и очень сильно плакала, но при этом больше не рассказывала об унижениях своим родителям. Через какое-то время я просто перестала обращать на обзывательства внимание. Буллинг настолько мне въелся в мою жизнь, что это стало частью повседневной жизни, как, например, употребление пищи. Ты слышишь оскорбления каждый день и привыкаешь к ним. Со временем все эти издевательства пропали. Думаю, они исчезли потому, что я просто перестала обращать на них внимания и не давала повода поясняться надо мной. Я стала выше этих оскорблений». 

Ситуация с буллингом в Узбекистане 

В Узбекистане вопрос школьной травли начал обсуждаться с декабря 2019 года, когда Министерство народного образования и ЮНЕСКО начали реализовывать совместный проект по предотвращению издевательств в школах Узбекистана. Однако в нашей стране исследования и статистические данные по буллингу все еще отсутствуют. Выражения «школьное насилие», «буллинг» и «травля» не упоминаются ни в одном законодательном акте страны. 

В зарубежных странах опасность этой проблемы осознали уже много лет назад. Школы Великобритании обязаны по закону иметь политику борьбы с издевательствами. В японском Министерстве образования действует Совет по борьбе с буллингом: от педагогов требуется внимательное отношение к обращению учащихся, от психологов — забота о психологическом состоянии детей. В Италии плакаты с телефонами доверия висят в школьных коридорах. В скандинавских странах детей защищают на государственном уровне законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации», публикуются антибуллинговые инструкции для детей.  

Не только родители, но и учителя должны обезопасить своих детей и подопечных от этой страшной формы как физического, так и психологического насилия. Государствам следует обращать внимание на проблемы травли, а у каждого родителя должны стоять в приоритете заботы о защите детей и их эмоциональном состоянии.

Автор: Султана-бегим Махмуд-заде 

telegramБольше новостей о здоровье в Телеграм-каналеПодписаться

Популярные новости