Детям всегда говорят, что школа — их второй дом, а дом — единственное место, где человек может в полной мере почувствовать свободу и безопасность. Но что, если ребенок ежедневно сталкивается с тревожностью, страхом и одиночеством? Причиной этого может быть школьный буллинг.
Что такое «буллинг»?
Буллинг (от англ. хулиган, драчун) — систематическое поведение, направленное на причинение эмоционального или физического вреда. Это могут быть словесные оскорбления, насмешки, обзывалки, игнорирование одного члена группы другими, угрозы, распространение слухов и даже избиение. Школьный буллинг — причина многих споров и осуждений во всем мире, так как с годами последствия травли проявляются все больше и больше. Статистика показывает, что от 4 до 50% детей и подростков подвергались издевательствам в школе.
Практикующий психолог в области детской и семейной психологии Алимбекова Назима Джаудатовна определила признаки, по которым можно понять, что ребёнок подвергается буллингу:
— сопротивление и нежелание посещать учебную организацию;
— чрезмерная эмоциональность, беспокойство, тревожность;
— боли в груди (признак страха) и животе;
— бессонница, кошмары по ночам;
— нарушение пищевого поведения, снижение или полное отсутствие аппетита;
— подавленное, апатичное настроение.
Важно уметь отличать рядовой конфликт от буллинга. Конфликт — это противоречие и не совпадение мнений. Он всегда направлен на выяснение доминирующей позиции или на поиск компромисса. Буллинг – отрицание самого человека в целом, когда одна из сторон чувствует себя неравной другой. В этой ситуации жертва получает посыл «тебя не должно быть». Конфликт всегда длится недолго, его можно разрешить, найдя компромисс. Буллинг же можно лишь прекратить,
Школьные издевательства могут повлиять на ребенка на психологическом, физическом и академическом уровнях. Школьник, который находится в позиции пострадавшего, чувствует беспомощность. В большинстве случаев причины жестокого поведения и обращения детей к другим ученикам — это давление, злость, зависть, желание отомстить, жажда популярности и поднятия авторитета. По словам Назимы Алимбековы, помощь специалиста нужна всем: и пострадавшему, и агрессору, и свидетелям.
Ребенку, подвергшемуся травле, нужна обязательная психологическая помощь. У него понижается самооценка, могут появиться суицидальные мысли, намерения и развиваться депрессия, тревожные расстройства. Зачастую в классах, в которых происходит травля, снижается уровень успеваемости. Буллинг вытягивает как эмоциональные, так и интеллектуальные ресурсы, поэтому в токсичной среде психика человека подвергается повышенной тревожности,
По словам эксперта, у агрессора со временем может появиться иллюзия собственного всемогущества. Чувство безнаказанности приводит к девиантному (отклоняющемуся) поведению. Свидетели происходящего также подвергаются психологической травме, так как у них может появиться страх оказаться на месте пострадавшего.
Жертвой травли может стать любой ребёнок, вне зависимости от возраста, пола и национальной принадлежности. Пострадавшими могут оказаться не только дети, но даже учителя. Назима Алимбекова утверждает, что психологическая помощь в классе должна осуществляться так:
1. Важно при работе с классом объяснить учащимся: то, что происходит – это насилие. Каждому ребенку следует оценить в баллах от 1 до 10 свое участие в травле.
2. Нужно попросить ребят представить себя на месте жертвы, при этом не вызывать жалости к пострадавшему. Обсудить с классом и принять новые правила, по которым группа теперь будет взаимодействовать. Записать эти правила и повесить на видном месте в классе.
3. Озвучить, что в школе это явление недопустимо. Нудно вести ежедневный учет или график позитивных изменений в группе, чтобы было понятно, в каком направлении движется группа.
4. Организовать ряд мероприятий и выстроить взаимодействие, чтобы каждый ребенок мог проявить свой талант, ощутить свою полезность классу и чувствовать себя ценным, нужным.
Анонимные истории подростков Узбекистана о травле
История №1
«В классе 6-7 я была очень толстой, и все мои одноклассники надо мной издевались. Доходило до того, что меня не впускали в класс, заталкивали в мужские туалеты и не выпускали, публично обзывали. Когда учитель нас пересаживал, мои одноклассники не хотели со мной сидеть. «Я со свиньей сидеть не хочу», — говорили они. У меня были стресс и депрессия, потому что ни один человек не хотел дружить или общаться со мной просто из-за моего веса и внешнего вида. Я год не ходила в школу, перевелась на домашнее обучение. За это время я похудела и стала «более-менее», но перевелась в другую школу и начала новую жизнь».
История №2
«Я не помню точную дату, думаю, это было в 7-8 классе. Я возвращалась в школу после большой перемены, а обедали мы обычно фастфудом в небольшом кафе, недалеко от школы. Помню, как я перешла дорогу и видела, что навстречу ко мне идет группа девушек, они были старшеклассницами. Лично я с ними не была знакома. Как только мы приблизились, одна из них (самая главная, другие шли за ней по пятам) посмотрела мне прямо в глаза и спросила неприятным тоном: «Я не поняла, ты что, анорексичка?». Я, наверно, никогда не смогу объяснить, что я чувствовала в тот момент, и помню, как я была не в силах что-либо сказать, и промолчала. Сразу после того, как она это сказала, ее подруга шепнула мне: «Не обращай внимания, она шутит», и они ушли. Я помню, как я стояла несколько секунд на своем месте только потому, что не могла поверить в происходящее. Следующий урок был урок биологии, я была подавлена. Помню, как близкая подруга то и дело утешала меня, и я всегда буду благодарна ей за поддержку, которую она оказала мне в тот момент.
На самом деле, это только часть из того, что мне говорили люди про мою внешность. Меня называли «вешалкой», «зубочисткой» и прочими «обзывалками», но я прекрасно понимала и знала, что такое «буллинг» в школьные годы, и как от этого страдают люди по всему миру».
История №3
«В школе меня сильно травили из-за худобы. Одна неприятная ситуация произошла во втором классе. Тогда я поссорилась с одной девочкой: она назвала меня дистрофиком и все в классе подхватили ее слова. Я не понимала значения этого слова, но потом чисто случайно рассказала об этом маме. Моя мама была в шоке. Она решила поговорить насчёт этого инцидента с моей классной руководительницей. Учитель обсудила с моей одноклассницей и тогда выяснилось, что называть меня дистрофиком попросила мама моей подруги. Тогда ни моя одноклассница, ни ее мать не извинились передо мной, а наоборот, начали обвинять меня и говорить моей маме, чтобы меня перевели в другую школу, чтобы не пугать детей моей худобой.
В классе в 6 буллинг со стороны учеников школы продолжился, только теперь подключились старшеклассники, которые в лицо кричали мне, что я «плоская». Тогда почти все девочки были с формами и одна я при росте 174 весила 45 килограммов. Помню, я приходила и очень сильно плакала, но при этом больше не рассказывала об унижениях своим родителям. Через какое-то время я просто перестала обращать на обзывательства внимание. Буллинг настолько мне въелся в мою жизнь, что это стало частью повседневной жизни, как, например, употребление пищи. Ты слышишь оскорбления каждый день и привыкаешь к ним. Со временем все эти издевательства пропали. Думаю, они исчезли потому, что я просто перестала обращать на них внимания и не давала повода поясняться надо мной. Я стала выше этих оскорблений».
Ситуация с буллингом в Узбекистане
В Узбекистане вопрос школьной травли начал обсуждаться с декабря 2019 года, когда Министерство народного образования и ЮНЕСКО начали реализовывать совместный проект по предотвращению издевательств в школах Узбекистана. Однако в нашей стране исследования и статистические данные по буллингу все еще отсутствуют. Выражения «школьное насилие», «буллинг» и «травля» не упоминаются ни в одном законодательном акте страны.
В зарубежных странах опасность этой проблемы осознали уже много лет назад. Школы Великобритании обязаны по закону иметь политику борьбы с издевательствами. В японском Министерстве образования действует Совет по борьбе с буллингом: от педагогов требуется внимательное отношение к обращению учащихся, от психологов — забота о психологическом состоянии детей. В Италии плакаты с телефонами доверия висят в школьных коридорах. В скандинавских странах детей защищают на государственном уровне законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации», публикуются антибуллинговые инструкции для детей.
Не только родители, но и учителя должны обезопасить своих детей и подопечных от этой страшной формы как физического, так и психологического насилия. Государствам следует обращать внимание на проблемы травли, а у каждого родителя должны стоять в приоритете заботы о защите детей и их эмоциональном состоянии.
Автор: Султана-бегим Махмуд-заде
Больше новостей о здоровье в Телеграм-каналеПодписаться