Иранская диаспора в Узбекистане
Материал подготовлен
в рамках спецпроекта «Все свои»
Иранцы появились на территории современного Узбекистана еще в VI веке до н.э. Последние поколения иранцев переехали сюда в 1949 году – когда социалисты Ирана были свержены и началась гражданская война.
Значительную часть узбекистанских иранцев составляют потомки пленных из Ирана, проданных в рабство на территорию современного Узбекистана. В графе «национальность» у них было записано «ирани».

Известный журналист советской эпохи, главный редактор нашей газеты «Кызыл Узбекистон» Ахмад Исмаилов рассказывает в автобиографии, что в годы Великой Отечественной войны он имел много неприятностей из-за графы в паспорте, и был вынужден поменять запись «ирани» на «узбек», что удалось ему с большим трудом.
Сегодня в Узбекистане проживает более пятидесяти тысяч иранцев и азербайджанцев – и целых двадцать тысяч из них живут в Самарканде. Это 37 махаллей с богатым культурным обществом – нам невероятно жаль, что не получилось пообщаться с ними вживую.
Иранский центр сейчас известен под названием «Центр Дружбы Иран-Узбекистан» и находится в Самарканде, в здании медресе шиитской мечети «Панджаб». Этот центр отличается от других – он появился в 1991 году, но полноценно функционировать начал лишь в 2001.

Когда будущий президент Республики Шавкат Мирзиеев был хокимом Самаркандской области – он назначил чемпиона мира по самбо, Гулямова Равшана Тоировича, председателем. С его помощью Центр ирано-узбекских отношений заново открыл свои двери для всех желающих в 2001 году. Через год его навестит президент Ирана Сейи́д Ибрахи́м, а в 2022 – посетит делегация ШОС из восьми мировых лидеров.
О центре
Волонтеры помогают иранским бизнесменам инвестировать в местные проекты – ярким примером является будущий логистический центр «Узбекистан – Туркменистан – Иран». Также центр привлекает вложения в IT-сектор Узбекистана, и поддерживает инвесторов в роли гарантов, помощников, советчиков.
В основном Общество Дружбы служит мостом экономических и политических взаимоотношений между иранцами и узбекистанцами
Иранские бизнесмены собираются и обсуждают насущные проблемы. Иногда к ним присоединяется хоким Тебриза (город в иранской провинции Восточный Азербайджан) – в управлении Исламской Республики Иран есть палата бизнесменов, и те тоже планируют открыть свой Центр Дружбы «Тебриз-Узбекистан».
Для этих же целей каждую неделю в Обществе Дружбы проходят «бизнес-гапы»
Все это нацелено на обмен технологиями, опытом и инвестициями. По сообщению председателя, до торжественного открытия осталось совсем немного.
Что касается культурного наследия – то сейчас Общество занято тем, что завершает восстановление культурного слоя, утерянного за время Советского Союза: это персидская письменность, орнаменты, песни, исламский фольклор и переводы священной книги «Авеста».

Есть открытые для всех кружки по языкам и развитию для детей. В этот список входят:

Арабский язык
Фарси
Английский язык
Ментальная математика
Спортивные занятия: самбо
Культурная часть
Ведь активности в Обществе бесплатные. Для тех семей, которые не могут дать талантливым детям среднее или высшее образование – Общество привлекает деньги на их обучение. Многие бизнесмены помогают добровольно – учеба здесь стоит первой в списке приоритетов.
Посещать занятия могут все – было бы желание
Сам председатель помогает детям общины каждый день – особенно маленьким спортсменам. Будучи титулованным чемпионом мира по самбо 1983 года, Равшан Тоирович активно поддерживает тех, чьей мечтой является большой спорт.

В иранской общине это популярная тема. Только в семье Равшана Тоировича пять чемпионов мира по борьбе и самбо. А в свободное от волонтерства в Обществе Дружбы время, Равшан Тоирович тренирует самбистов из Сборной Узбекистана. Своими учениками он очень гордится. Для развития маленьких самбистов Общество Дружбы построило в семи махаллях спортивные залы.
Благотворительная деятельность Общества Дружбы «Иран-Узбекистан» настолько велика, что может не вписаться в раздел этого материала
– замечает Равшан Тоирович, председатель «Общество Дружбы Иран-Узбекистан».
«Вообще, как явление, культурный центр иранцам не нужен. Как представителям отдельной нации… Ведь мы здесь – коренное население; есть семьи, чьи предки сюда пришли 2600 лет назад. Любопытный факт – лишь у 5% иранских потомков в графе паспорта указано «перс». У остальных - «узбеки» или «азербайджанцы». Графу «ирани» видные деятели старались убирать еще в советское время. Самарканд в целом, двуязычный город – очень много людей говорят на азербайджанском или фарси. В Иране тоже так, особенно в приграничных районах»,
Музея как такового в Обществе нет – ведь сами волонтеры общества и работают, по сути, в самом музее :) Речь идет о медресе в шиитской мечети «Панджаб» – реставрация здания закончилась в 1996 году. Помимо населения, сюда часто заходят туристы.

«В советское время это здание было госпиталем для тех, кого привозили с войны, затем магазин тут был, спиртным торговали», – рассказывает Равшан Тоирович. 

К счастью, следы нецелевого использования медресе и мечети были стерты, а оригинальные узоры и мозаика - восстановлены. На стенах медресе немало фресок, персидских ковров и памятных фотографий. Со многих из них загадочно улыбается Шавкат Миромонович.
Архитектура Общества Дружбы
– рассказывает Равшан Тоирович. И это абсолютная правда – ведь авторы статьи успели побывать в шести обществах, и иранское действительно отличается по архитектурному размаху и в целом, в месте пребывания. К реставрации комплекса «Панджаб» приложили руку два поколения семьи Равшана Тоировича – включая его самого.
«Ни у кого такого здания Общества нет»,
Центр отмечает все государственные праздники в Узбекистане, а на Навруз Общество Дружбы регулярно побеждает в городском конкурсе Самарканда как самое посещаемое место в городе. В этот день иранская община собирается за сумаляком и пловом – в основном, с таджикской общиной. За разговорами обсуждают политику, цитируют стихи Фирдоуси и фрагменты из «Шахнаме».
Праздники и религиозный момент
Так как иранцы являются шиитами по вероисповеданию, то у них есть и собственные праздники: это дни рождения четырнадцати имамов и Гадир Хумм, отмечающий последнее паломничество пророка Мухаммеда. Совсем недавно в общине прошел траурный обряд Ашура – десятый день месяца Мухаррам. В эту памятную дату Общество Дружбы приготовило пятьсот килограммов плова для всех членов диаспоры.

Вопреки опасениям, конфликтов с суннитскими верующими у них нет, и председатель сам лично наблюдает, как ведут себя молодые люди вне религиозной общины и что они пишут в Интернете.
«Конечно, это острый момент. Мы внимательно следим за тем, чтобы не было пропаганды и экстремистских настроений. Главное – культура и наследие иранского народа».
Несколько известных артистов Узбекистана являются иранцами или азербайджанцами по происхождению – например, певица Насиба Абдуллаева, певец Отабек Мадрахимов.

«Вы знаете, иранцы очень любят музыку и танцы, у многих из них с рождения музыкальный слух. Каждая свадьба – это повод померяться, чей танец и чья песня окажутся самыми запоминающимися» – говорит Равшан Тоирович.

«Помимо этого, тридцать ансамблей в Самарканде исполняют иранские песни и танцы. Регулярно побеждают на конкурсах, ездят по Республике. Недавно с казахской общиной соревновались и мы».
Видные деятели
Посещают Общество Дружбы и политические деятели Ирана – двое президентов страны осматривали убранство медресе, а посол Ирана регулярно навещает Равшана Тоировича лично. В финансовой помощи сейчас Общество не нуждается – даже наоборот, ищет тех, кому можно помочь. На своих и чужих здесь не делят.

Одно из последних достижений Общества – организация обмена студентами между Узбекистаном и Ираном. Медицина и архитектура в Иране очень привлекает наших студентов – недаром иранская фармацевтика уже наступает на пятки индийской по развитию технологий.
В стенах Общества Дружбы «Иран-Узбекистан» хочется оставаться надолго – история здесь дышит сквозь толстую кладку стен, отражается от высоких узорчатых потолков и уносит во внутренний дворик – там слышны разговоры на фарси.

Несмотря на различие в вероисповедании, иранская культура в Узбекистане – пример, когда древняя этническая группа присутствует в стране более двух тысяч лет и развивается сама – без оглядки на Отечество.
Послесловие
Источники: беседы с председателем “Общество Дружбы Иран-Узбекистан” Равшаном Тоировичем, с краеведом Борисом Анатольевичем Голендером.
Скоро будет много новых выпусков. Не пропустите!
Азербайджанская диаспора в Узбекистане
Немецкая диаспора в Узбекистане
Белорусская диаспора в Узбекистане
Греческая диаспора в Узбекистане
О проекте
«Все свои»
Предыдущие выпуски
© «Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.repost.uz»