Армянская диаспора в Узбекистане
Материал подготовлен
в рамках спецпроекта «Все свои»
Армяне появились в Центральной Азии во времена зарождения Великого Шелкового Пути, как купцы и миссионеры
Они распространяли христианство, продавали заморские товары, рассказывали о своем крае. Второй поход Амира Темура на Кавказ привел с собой многих опытных ремесленников для строительства великой столицы Темуридов – Самарканда. И так оказалось, что большая часть из них как раз были историческими армянами.
Вместе с пленными армянами в Самарканд попал священник Карапет Джугаеци. Вскоре он стал католикосом местных христиан. Темур выбрал и забрал многих – счет уходит на тысячи. Будучи христианами, армяне все же не подвергались гонениям на территории империи. Понимание различия религии и взглядов тогда было блестящим примером проявления толерантности.
Во время второго похода Темура из юго-западной Армении в Самарканд было переселено почти все ее население
А в музее С. П. Бородина в Ташкенте можно увидеть подарок католикоса всех армян Вазгена I – оформленную в виде древней армянской книги на пергаменте, переведенную главу из романа «Звезды над Самаркандом», рассказывающую о великой любви армянского народа к своим книгам.
Не случайно, один из главных героев известного многотомного романа Сергея Бородина об Амире Темуре – «Звезды над Самаркандом» – армянин, купец Геворг Пушок
Значительная их часть была задействована в строительстве Закаспийской железной дороги: крестьяне, мастеровые рабочие и инженеры переселялись сюда с семьями в поисках работы. Так исторически сложилось, что первой ступенью стал опять Самарканд – гостеприимный, процветающий и безопасный. Именно за этими благами жизни стекались сюда дети Кавказа.
И наконец, третья волна армян прибывала сюда с конца ХIX века
Были, правда, случаи, когда армяне заселяли казахстанский Сарыагач, но это были точечные узники ГУЛАГа.
Отрадно знать, что в жизни этой диаспоры сталинский режим практически не участвовал
Армянский культурный центр в Узбекистане стал первым официально зарегистрированным центром для этнической диаспоры. Произошло это в конце 1989 года, с легкой руки знаменитой народной артистки – Тамары Артемовны Петросян, более известной под псевдонимом «Тамара-ханум». Именно она будет считаться основоположницей центра диаспоры, а дом ее станет местом задушевных встреч. Тамара-ханум поспособствовала созданию центра – уже тогда армянская диаспора была крупной и заметной, и не отмечать талантливых ее представителей было нельзя.
Армянский культурный центр
– вспоминает артистку председатель Ташкентского армянского культурного центра Карине Меликовна Мартиросян.
«Тамара Артемовна любила свои народы. Уникальность ее была тем, что она была их патриоткой – узбекистанцев и армян. В ней гармонично сочеталась глубокая любовь к тем и другим»,
Произошло оно 7 декабря 1988 года. Землетрясение унесло жизни 25 тысяч человек, а полмиллиона людей остались без крова. Тогда Ташкент помог, и свежа еще была в памяти наших мам и пап апрельская тряска 1966-го. В том году поднялись «наши» неравнодушные армяне – была оказана экстренная помощь братской республике.

Ташкентцы помнят, что одним из главных организаторов восстановления Ташкента после землетрясения 1966 года был армянин – Георгий Минасович Саркисов, начальник Главташкентстроя. У него был свой «счет» к землетрясениям – вся его семья погибла в 1948 году во время Ашхабадского землетрясения. Спустя годы он стал автором удивительной книги мемуаров о восстановлении Ташкента – «Двадцать лет из двадцати столетий» и возглавил Ташкентский армянский культурный центр, сменив на этом почетном посту первого председателя общинного объединения – автора книги «Армяне в Средней Азии» Аркадия Агалумовича Григоряна.
Поводом для зарождения центра стало трагическое событие – Спитакское землетрясение
– рассказывает редактор журнала «Депи Апага» Георгий Ашотович Сааков.

И вот спустя год, в 1989 году состоялось памятное собрание узбекских армян в Ташкенте. На нем все единодушно и сердечно поблагодарили наших узбекских строителей за оказанную Армении помощь. Тогда и прозвучало предложение возродить местную армянскую общину. Буквально спустя несколько месяцев центр получил государственную регистрацию.
«В Армению направили много передвижных механизированных колонн. Узбекские строители восстанавливали города и поселки зоны бедствия после сокрушительного разгула стихии»,
Всего в Узбекистане живет около 40 000 армян, а в 2024 году армянскому культурному центру исполнится 35 лет.
Сейчас Республиканский армянский культурный центр, возглавляемый Романом Эдуардовичем Аветисовым, объединяет под своим началом культурные центры в Ташкенте, Самарканде и Андижане
Мемориального фонда у диаспоры, к сожалению, пока нет, но площадкой для общих встреч уже много лет является дом-музей Тамары-ханум. Более того – такова была воля великой артистки. Самые значительные для армянского общественного объединения события проходят именно здесь. В день рождения Тамары Артемовны в доме звучит музыка под которую она танцевала, исполняются ее танцы и встречаются настоящие друзья: молодые воспитанники Государственной академии хореографии Узбекистана, известные исполнители узбекской народной музыки и национального танца, а также артисты старого ансамбля «Бахор», – память о Тамаре-ханум здесь по-прежнему жива.
Деятельность центра
– рассказывает Карине Мартиросян.
«Каждый из наших культурных центров имеет свой офис, где мы храним какие-то памятные вещи. Но настоящим центром армянской культуры испокон веков является все-таки церковь. Армянская апостольская церковь Св.Филиппоса с 2007 года открыта в Ташкенте, а еще одна – церковь Св.Богородицы действует в Самарканде.

В этой значимости отражена не только вера, но и историческая благодарная память. Армянская апостольская церковь буквально спасла нацию от растворения, а также духовное и культурное наследие армянского народа, сохранив их в течение столетий с момента утраты армянской государственности в XV веке.

В 2023 году наша диаспора отметила 120-летие армянской апостольской церкви Святой Богородицы в Самарканде – это было значительное памятное событие, куда съехались многие члены диаспоры со всего Узбекистана: руководство, активисты, а также делегация гостей, которую возглавил Епископ Езрас Нерсисян»,
Современную историю диаспоры и память о многочисленных мероприятиях и проектах, реализованных за минувшие 35 лет, армяне хранят не в музее, а… на страницах журнала
Армянская диаспора издает свой журнал «Депи Апага», который на узбекском языке звучит как «Келажакга», а на русском – «В будущее». У него есть своя примечательная история. В 2005 году великий Шарль Азнавур посещал Самарканд по приглашению первого президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова. Он приехал в качестве почетного гостя на фестиваль «Шарк Тароналари».
Азнавур лично познакомился с представителями диаспоры и высказал свое напутственное пожелание: «Нужно, чтобы у вас было свое информационное издание».

«Так зародился наш ежегодный журнал, который мы выпускаем и в котором отражаем нашу общинную жизнь», – рассказывает Георгий Сааков.
По дороге в Узбекистан, он попросил посла Франции организовать встречу с местными армянами. Хотел узнать, как и чем живет община, пообщаться с ее членами
Сейчас она располагается на базе школы №18 в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента. Диаспора здесь проводит свои мероприятия и полезную активность:

  • изучение родного языка, истории, культуры и традиций армянского народа;
  • уроки национального танца;
  • музыкальные занятия;
  • организация концертов.
В 1993 году у диаспоры появилась своя воскресная школа
«У танцевального коллектива армянской диаспоры есть оригинальные армянские костюмы, у учеников языковых курсов – общение с носителями языка, а бывший хоким Ташкента подарил школе национальные музыкальные инструменты. Похвастаться талантливой молодежью диаспоре удается всегда – каждый Навруз и День Независимости проходит в атмосфере празднования. Но все подготовки, идеи, репетиции – начинаются именно с воскресной школы.
– рассказывает Карине Мартиросян.

Восстановление связи со своим национальными корнями происходит постоянно и добровольно. К школе, и в целом, к общинному объединению тянутся, в основном, дети и подростки. Однако многие до сих пор не нашли дорогу в родную общину и это тоже вполне объяснимо. Молодежь испытывает стеснение и неловкость из-за незнания армянского языка, который якобы автоматически привязывается к человеку с момента его рождения.
Школа очень дорога нам. Дело в том, что после 1937 года, когда по воле властей закрылся Армянский Рабочий дом, то у диаспоры не стало общественного места для встреч. И на долгие годы была утрачена возможность приобщения к армянскому языку и основам культуры»,
Время и события происходят так быстро, что не у всех есть минута остановиться и задуматься «Кто я? Где мои корни?». «Быть армянином – это выбор в современной цивилизации. Чтобы стать – надо захотеть», – замечает Георгий Сааков, цитируя известного философа Клода Мутафяна.
Хочется успокоить здесь наших читателей: это абсолютно обыденное явление в мультикультурном обществе XXI века
«В первую очередь, мы празднуем наши национальные праздники: Рождество, Пасха, Терендез (арм. – Тъярнэндарач). Последний как раз приближается – его отмечают 14 февраля. У армян героями этого традиционного праздника являются молодые влюбленные и те, кто недавно вступили в брак. Праздник старинный и восходит к дохристианскому времени», – рассказывает Карине Мартиросян.

Во время праздника молодые прыгают через ритуальный костер. Если им удастся прыгнуть, не разомкнув рук, то их совместная жизнь будет долгой и счастливой.
Традиции и обычаи
Его история начинается от общехристианской традиции и восходит к библейскому преданию о Благой вести.

Сейчас эти праздники обрели светский характер и, разумеется, во время праздничных церемоний на них приветствуются гости: представители всех конфессий и национальностей.
В апреле армяне отмечают день Материнства и красоты – и это тоже церковный праздник
– отмечает Георгий Сааков.
«Армянская апостольская церковь с момента принятия христианства в начале IV века сохранила без единого изменения свою первоначальную традицию во всем ее разнообразии в лоне Восточного христианства. Возможно, именно этот факт – да и в целом сам факт существования Армянской церкви на благодатной земле Узбекистана привлекает в нее многочисленных гостей, в том числе во время воскресных экскурсий сообщества X-places. У диаспоры с основателями этой интересной инициативы давняя теплая дружба»,
Летом армяне отмечают праздник Вардавар – когда прохожие на улице обливают друг друга благословенной водой. И совершенно не возбраняется облить своего закадычного друга :) В этом году Вардавар будут отмечать 7 июля.

Как и у грузинской диаспоры, у армян есть свой праздник урожая. Отмечают его в середине августа, а главным символом его является виноград – по религиозному закону его нельзя есть до наступления определенной даты и освящения в церкви. Хотя, признаются Георгий Ашотович и Карине Меликовна, очень сложно удержаться от грозди терпкого узума в июльскую жару.

Еще, в Армении есть свой государственный праздник – день национальной идентичности, отмечаемый 11 августа. Иначе он называется Навасард и когда-то с этого дня начинался годичный цикл у древних армян.
Возвратимся к хронологии праздников
Наши, узбекские армяне считают себя «армянскими узбеками». Ведь те, кто живут здесь поколениями, осознают свою национальность, но не ощущают себя чужаками. И это прекрасный факт: ведь вся суть проекта «Все Свои» – это рассказать о том, насколько богата культура Узбекистана, и как много здесь разных национальностей живут в мире и согласии.

Армянская диаспора подарила стране немало знаменитых и важных людей. Среди них:

  • Сестры Петросян: Гавхар (Гоар) Рахимова и Елизавета Петросян;
  • Ашот Иванович Петросянц: первый создатель оркестра народных иструментов Узбекистана. Его имя очень чтут в Государственной консерватории Узбекистана;
  • Владимир Ашотович Сафаров: создатель архива Федерации Футбола Узбекистана, знаменитый и скрупулезный статист. Написал десятки книг, включая мемуары о «Пахтакоре»;
  • Акоп Абрамович Саркисов: герой труда, внёс большой вклад в развитие и освоение Голодной степи;
  • Аркадий Агалумович Григорян – историк, автор книги «Армяне в Средней Азии»;
  • Александр Николаевич Мелкумов – генеральный директор СП «Совпластитал»;
  • Николай Карахан – народный художник Узбекистана;
  • Ованнес Татевосян – народный художник Узбекистана;
  • Роберт Авакян – выдающийся скульптор;
  • Рубен Гамлетович Назарьян – узбекистанский краевед, автор капитального труда «Армяне Самарканда»;
  • Эдуард Рубенович Давидов – известный кинорежиссер «Узбектелефильма», снявший десятки фильмов, которые получили международное признание.

И многие другие.
Интересное и важное
Никогда не прерывалась и связь диаспоры с Арменией – там действует специальная структура по связям с зарубежными соотечественниками.

В настоящее время посольство Армении в Узбекистане расположено в Ереване, но господин посол часто посещает мероприятия. Действует и программа «Ари тун». Она предоставляет возможность молодежи, членам общины, поехать в Армению на две недели для изучения языка и знакомства с разными объектами армянской культуры.
Армянская диаспора бесконечно благодарна политике страны, что предоставляет возможность приобщиться к родной идентичности, к своим корням
«Мы благодарны Repost и TBC Bank за возможность поделиться нашими мыслями. Призываем к открытости и стремлению приобщаться к своим корням. Желание знать о своих корнях – это правильное и прекрасное желание. Но все годы, все 35 лет наш акцент делается на живых людях – тех, кто есть и кто остается нашим современником. Ведь каждый из них является носителем своей родовой истории»,
– заключают участники разговора.
Источники: интервью с Председателем ташкентского армянского культурного центра Карине Мартиросян и редактором ежегодного журнала “Депи апага” Георгием Сааковым, а также беседы с краеведом Борисом Голендером.

Автор: Гранова А. 
Фотограф: Володина А.
Турецкая диаспора в Узбекистане
Иранская диаспора в Узбекистане
Азербайджанская диаспора в Узбекистане
Немецкая диаспора в Узбекистане
Белорусская диаспора в Узбекистане
Греческая диаспора в Узбекистане
О проекте
«Все свои»
Предыдущие выпуски
Грузинская диаспора в Узбекистане
Польская диаспора в Узбекистане
Корейская
диаспора в Узбекистане
До новых встреч, дорогие читатели!
Украинская диаспора в Узбекистане
Культурный проект «Все Свои» завершается на яркой ноте – рассказе об армянской диаспоре.
© «Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.repost.uz»